Экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов всерьез задумался о возрождении всеми забытого проекта «Мишка». Таким дружелюбным именем названа машинка, которая, как предполагается, станет не только наследником «Оки», но и возможным конкурентом прохоровского Ё-мобиля. Впрочем, здесь есть одно большое «но», которое может подкорректировать планы шахматиста - Карпову не хватает 250 миллионов рублей для начала производства.
О своем намерении Карпов, который является учредителем АО «Мишка-Тула-Москва», рассказал в интервью газете «Деловой Петербург». По словам чемпиона мира, «Мишка» способен стать «народным автомобилем» и будет рассчитан на людей с уровнем дохода ниже среднего класса.
«Ё-мобиль будет стоить много. Мы стоим не в той ценовой нише, наш автомобиль мы сможем продавать ниже 200 тыс. рублей, то есть это в два раза где-то дешевле ё-мобиля, то есть, это машина для не очень крепкого среднего класса. Потом у нас есть разработка для инвалидов. На сегодняшний день ни в странах СНГ, ни в странах восточной Европы не производят специальных автомобилей для инвалидов», – заявил Анатолий Карпов.
Шахматист отметил, что в проекте он участвует «и как инвестор, и как совладелец, и как автор разработок, патентов». В настоящее время уже получено разрешение на выпуск первых промышленных партий автомобиля, однако до массового выпуска ещё далеко - новой машине сначала понадобится пройти множество тестов.
«У нас есть разрешение на выпуск первых промышленных партий автомобилей. То есть, когда Прохоров говорит: «Мы ё-мобиль будем производить десятками тысяч…». Ну, это же ерунда полная. Кто-то его дезинформировал, не зная тонкостей», - возмущается Карпов. По его словам, для массового выпуска автомобиля, необходимо вначале пройти 19 тестов для получения разрешения на первую промышленную партию. Затем двумя или тремя последующими партиями подтвердить заявленное качество и только после этого получить разрешение на выпуск 10 тысяч машин. «Это ж все требует времени, это не сделаешь за два месяца», - резюмировал Карпов.
Что касается технических характеристик «Мишки», то, по словам Карпова, машинка сможет разгоняться до 170 км/ч, будет ездить на газу или бензине, потребляя при этом 5,8 литра топлива на 100 километров, соответствовать экологическому уровню Евро-3, перевозить грузы массой до 400 кг. «Она в классе «Оки», но лучше по всем показателям, там новые пластмассы используются, современные, которые дают и прочность, и легкость», – рассказал «бизнесмен».
Единственное, что в настоящее время препятствует реализации проекта – нехватка оборотных средств. «Если бы государство чуть-чуть вошло в проект… Я не говорю о том, что надо какие-то субсидии, мы без этого. У нас нормальный коммерческий проект. Можно и в долг, можно и начинать. Если бы Прохоров заинтересовался нашим проектом и дал хотя бы треть денег, которые он дал на «ё-мобиль», то мы бы уже сегодня могли производить тысяч 100, наверное, машин», - рассказал Карпов в интервью радиостанции «Маяк».
По словам шахматиста, розничная цена на «Мишек» будет составлять около 185-190 тысяч рублей. В настоящее время произведено 12 таких машинок, а одной из них уже давно и с удовольствием пользуется директор предприятия. «У нас директор давно ездит на этой машине, уже она пробежала с ним, наверное, 40 тысяч км. Скорость в последний раз на шоссе Тула-Москва смог развить 170 километров. И он говорит, соседи не понимали на приличных машинах, как я на этой машине их легко обгоняю», - рассказал Карпов.
Справка:
В основу конструкции «Мишки» положена сборно-модульная схема, которая позволяет создать модельный ряд, состоящий из четырех крупных семейств и до 145 вариантов комплектации. Базовая модель - переднеприводной четырехместный микроавтомобиль с кузовом «универсал». На его основе, видоизменяя кузов при помощи съемного заднего колпака, можно получить пикап, фургон, кабриолет или ландо.
В 2002 году недорогих пластмассовых «Мишек» по полторы тысячи долларов за штуку намеревался собирать на ЗИЛе Юрий Лужков, но проект не сдвинулся с места. В свое время, главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский, комментируя инициативу Лужкова, усомнился в безопасности автомобиля. По его словам, если автомобиль достаточно серьезных размеров, как «Лада Самара», позволяет относительно спокойно ездить и на большие расстояния, в том числе, и по большим дорогам, «то не нужно развитого воображения, чтобы представить, что будет с этой крохой – попади она на большой скорости в сколько-нибудь серьезную ямку, колодец и так далее».
В 2005 году компания «АСМ-Холдинг» в Краснодаре презентовала проект нового российского автомобиля малого класса – «Мишка». Предполагалось, что малолитражки с полностью пластиковым корпусом будут производиться на краснодарском станкостроительном заводе им. Седина совместно с американской автомобильной компанией «Venture». Автомобиль планировалась оснащать автоматической коробкой передач и двигателем BMW мощностью 60-78 л/с. Инвестиции только в основное производство должны были составить порядка 200 млн. долларов. «Мишка», или «Michael» на американский манер, был также призван занять нишу «российского народного автомобиля».