Помните старый анекдот о студенте, который сдает экзамен? Профессор последовательно задает ему вопросы: "Какого цвета учебник?", "Как зовут преподавателя?". Студент молчит, потупив взор, а по рядам в аудитории проносится: "Вот валит, вот валит!".
Мой дядя, преподающий в вузе уже несколько десятилетий, шутит: у современных студентов можно не спрашивать, какого цвета учебник, достаточно попросить написать словосочетание "теоретическая механика". Как известно, в каждой шутке есть доля шутки. По наблюдениям моего дяди, сегодня из десяти студентов при самом лучшем раскладе лишь половина напишет эти два слова без единой ошибки. Но печально и другое: остальные совершенно не стесняются того, что их уличили в тотальной неграмотности. Они всерьез полагают: от того, что в слове "механика" они написали две буквы "н", геометрией она не стала. Дескать, и так все понятно.
Мне кажется, на самом деле речь идет о глобальной беде. Мало того, что сегодня все мы видим массовую неграмотность населения, так люди перестают скрывать свою необразованность, не считая это чем-то предосудительным. Проще говоря, неграмотность становится нормой. Поэтому заставить человека покраснеть потому, что "жи" или "ши" он написал с "Ы", невозможно. Это не беда отдельных людей, не знающих букварных истин, это беда всего общества, которое за считанные годы умудрилось лихо расправиться с "великим и могучим".
Эта неграмотность сейчас лезет отовсюду. С высоких трибун нам неустанно твердят "обеспечЕние", в ресторанных меню бесстыдно подсовывают "морожеННое". И когда на это указываешь пальцем официантке, она прозрачными глазами смотрит на тебя и с явным непониманием переспрашивает: "Так вам с шоколадом или орехами?".
Я до сих пор помню историю, которая прочно врезалась мне в память. В третьем классе, когда заболела наш классный руководитель, подменить ее попросили молодого педагога - Нину Петровну. Нарисовав на доске многоугольник, Нина Петровна попросила нас провести диагональ. "Сначала проведите ПЕРВЫЙ диагональ, а потом - ВТОРОЙ!", - заявила учительница. И мы, третьеклассники, уже знавшие, что существительные имеют род, едва не посыпались под парты. А наши родители, узнав о словесных экзерсисах Нины Петровны, бросились прямиком к директору школы, явно опасаясь, что через неделю-другую их дети дружно заговорят на языке Нины Петровны. Что-то мне подсказывает, что сегодня из-за этого "диагоналя" никто бы не делал большой беды.
На самом деле, как мне видится, нынешняя повальная неграмотность имеет ряд вполне очевидных объяснений. Во-первых, моду чересчур вольного отношения к языку ввели люди, занимающие высокие посты - политики, чиновники. Их неграмотность транслируется миллионам сограждан. А в России люди зачастую приравнивают доносящееся из телевизора к эталону. Безусловно, заметно снизился уровень школьной подготовки. Ведь прежний троечник по русскому языку сегодня может дать фору современному отличнику. Это во-вторых. В-третьих, сделали, на мой взгляд, свое дело многочисленные заявления о "гибкости русского языка" - чудесные превращения йОгурта в йогУрт. Такими темпами мы дойдем до того, что любое слово можно будет произносить во всевозможных вариациях. Но самое печальное другое. Неграмотность теперь перестала считаться чем-то нехорошим. У меня есть перед глазами пример молодого политика, который постоянно куда-то баллотируется, но при этом пишет (без преувеличения!) с ошибкой в каждом слове. Когда ему однажды указали на это, посоветовав подучить правила русского языка, он без тени смущения на лице объяснил: "Блин, да я просто забыл включить в Wordе проверку орфографии"...
И меня, несмотря ни на что, просто передергивает, когда представитель крупной компании, сообразивший нацепить галстук, но не выучивший родной язык, с маниакальной настойчивостью твердит, что обязательно мне позвОнит.
bbc.co.uk