Многие толковые ребята, сдавая ЕГЭ по выбору, неожиданно получают двойки, а дети матерей-одиночек русский язык сдают лучше, чем математику. Такие неожиданные факты выявило исследование по результатам сдачи Единого госэкзамена в 2009 году. На днях оно было представлено на семинаре в Высшей школе экономики. Оказывается, учителя в трех случаях из четырех могут спрогнозировать, кто из их учеников завалит обязательные экзамены, а кто напишет их с блеском. Как человек учился - такие у него и шансы на обязательном ЕГЭ по русскому и математике.
Аналитики уверены: результаты ЕГЭ каждого школьника можно просчитать заранее. Но Единый - коварная и непредсказуемая штука: 73% двоек по предметам по выбору учителя ничем объяснить не могут.
Причины провала
Каждый учитель знает свой класс, кто на что способен, как учится и какие оценки ему по силам. Но на ЕГЭ это знание помогает не всегда. Отличник может разволноваться, а двоечник - собраться или просто угадать нужные ответы. Прирожденный химик, который никогда не писал сочинения больше чем на полстраницы, внезапно набирает высший в классе балл по русскому языку. А математический гений внезапно задумывается над стихотворением Тютчева и не может посчитать х в заурядном квадратном уравнении. Так что перед ЕГЭ все равны. По крайней мере по двум обязательным предметам. И если в классе есть гениальный виолончелист или простой лодырь, русский и математику оба должны все равно на что-то сдать.
Успех зависит от мамы
Результаты детей из неполных семей зависят от того, с кем из родителей живет выпускник. Если с папой - шансов сдать экзамен хотя бы на троечку у него немного, особенно русский язык. (Хотя в моем классе единственный золотой медалист жил как раз с папой. - Авт.)
Папиных дочек и сыночков обошли даже сироты - по сумме всех предметов по выбору и по русскому языку, показало исследование.
Маменькины же сыночки и дочки, скорее всего, очень неплохо справятся с тестами по русскому языку, а вот с математикой им придется труднее.
Мама в первую очередь определяет уровень грамотности и вообще хорошей учебы.
В целом дети, растущие без отца, показали результаты, очень близкие к полным семьям, намного превзойдя тех, кто остался без мам.
Исследователям бросился в глаза один, казалось бы, очевидный факт: дети из полных семей, как правило, пишут экзамен лучше, чем те, кто живет только с одним родителем или вообще без них. При этом баллы единственных в семье детей обычно выше, чем у сверстников, растущих с братьями или сестрами.
У родителей-отличников и дети - умники
Яблоко от яблони недалеко падает, убедились исследователи, сопоставляя результаты сдачи ЕГЭ детей и уровень образования их родителей. Выборки делались отдельно по мамам и папам. Выяснилось, что знания отцов в меньшей степени влияют на результаты их детей. Однако, чем больше лет провел папа за партой, тем лучше пишет ЕГЭ его чадо. Причем высшее образование дает качественный скачок успеваемости - почти на 10%.
В остальном все очень ровно: чем выше уровень образования отца, тем выше результаты ЕГЭ его отпрысков. С мамами ситуация сложнее. Дети выпускниц профтехучилищ получают более низкие оценки на ЕГЭ, чем дети мам, вообще не получивших профобразования. Вероятно, это связано с тем, что женщины без образования, расположенные больше к домашней работе и поддержанию в порядке семейного гнездышка, больше времени и сил посвящают семье и детям. Ну и результат получается налицо.
А середнячки лучше!
Одни с жиру бесятся, а вторым не до учебы, да и смысла в ней особого они не видят, констатируют исследователи, оценивая баллы, набранные детьми из семей с разным достатком. И вот что интересно: не дети из состоятельных семей, где способны нанять чаду репетиторов по любому предмету, а середнячки (таких оказалось подавляющее большинство - 78%) написали ЕГЭ лучше. В семьях с высоким благосостоянием, полагают эксперты, дети слишком изнеженны, во многом полагаются на родителей, но за счет хороших бытовых условий и общей ориентированности на успех в жизни смогли подготовиться и написать ЕГЭ на приличные баллы.
Ребята из семей с низким достатком оказались самыми слабыми. То ли родители не смогли показать им личный пример и помочь разобраться с учебным материалом, то ли заниматься приходилось в шуме, в уголке и на коленке.
Другие интересные наблюдения. Ребята, которые могут и часто общаются на двух языках (часть материалов для исследования собиралась в Чувашии, там школьники говорят на чувашском и русском), показали в целом более высокие баллы, чем те, кто владеет единственным, родным, языком. Но если семья общалась только на чувашском (или любом другом языке), то оценки по ЕГЭ получались на 6 - 8% ниже, чем если родным дома был русский.
КОММЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Главное - правильно подсчитать результаты
- Очень важно правильно интерпретировать результаты ЕГЭ, - говорит Сергей Боченков. - Надо понимать, что сравнивать баллы, полученные за разные предметы, некорректно. Правильнее смотреть результаты относительно среднего набранного балла по предмету. Тогда можно сопоставить усвоение разных дисциплин. А если сделать анализ по отдельным вопросам экзамена, можно легко вычислить, в какой школе чему учат хорошо, а чему плохо, помочь педагогам освоить трудные темы.
Аналитики уверены: результаты ЕГЭ каждого школьника можно просчитать заранее. Но Единый - коварная и непредсказуемая штука: 73% двоек по предметам по выбору учителя ничем объяснить не могут.
Причины провала
Каждый учитель знает свой класс, кто на что способен, как учится и какие оценки ему по силам. Но на ЕГЭ это знание помогает не всегда. Отличник может разволноваться, а двоечник - собраться или просто угадать нужные ответы. Прирожденный химик, который никогда не писал сочинения больше чем на полстраницы, внезапно набирает высший в классе балл по русскому языку. А математический гений внезапно задумывается над стихотворением Тютчева и не может посчитать х в заурядном квадратном уравнении. Так что перед ЕГЭ все равны. По крайней мере по двум обязательным предметам. И если в классе есть гениальный виолончелист или простой лодырь, русский и математику оба должны все равно на что-то сдать.
Успех зависит от мамы
Результаты детей из неполных семей зависят от того, с кем из родителей живет выпускник. Если с папой - шансов сдать экзамен хотя бы на троечку у него немного, особенно русский язык. (Хотя в моем классе единственный золотой медалист жил как раз с папой. - Авт.)
Папиных дочек и сыночков обошли даже сироты - по сумме всех предметов по выбору и по русскому языку, показало исследование.
Маменькины же сыночки и дочки, скорее всего, очень неплохо справятся с тестами по русскому языку, а вот с математикой им придется труднее.
Мама в первую очередь определяет уровень грамотности и вообще хорошей учебы.
В целом дети, растущие без отца, показали результаты, очень близкие к полным семьям, намного превзойдя тех, кто остался без мам.
Исследователям бросился в глаза один, казалось бы, очевидный факт: дети из полных семей, как правило, пишут экзамен лучше, чем те, кто живет только с одним родителем или вообще без них. При этом баллы единственных в семье детей обычно выше, чем у сверстников, растущих с братьями или сестрами.
У родителей-отличников и дети - умники
Яблоко от яблони недалеко падает, убедились исследователи, сопоставляя результаты сдачи ЕГЭ детей и уровень образования их родителей. Выборки делались отдельно по мамам и папам. Выяснилось, что знания отцов в меньшей степени влияют на результаты их детей. Однако, чем больше лет провел папа за партой, тем лучше пишет ЕГЭ его чадо. Причем высшее образование дает качественный скачок успеваемости - почти на 10%.
В остальном все очень ровно: чем выше уровень образования отца, тем выше результаты ЕГЭ его отпрысков. С мамами ситуация сложнее. Дети выпускниц профтехучилищ получают более низкие оценки на ЕГЭ, чем дети мам, вообще не получивших профобразования. Вероятно, это связано с тем, что женщины без образования, расположенные больше к домашней работе и поддержанию в порядке семейного гнездышка, больше времени и сил посвящают семье и детям. Ну и результат получается налицо.
А середнячки лучше!
Одни с жиру бесятся, а вторым не до учебы, да и смысла в ней особого они не видят, констатируют исследователи, оценивая баллы, набранные детьми из семей с разным достатком. И вот что интересно: не дети из состоятельных семей, где способны нанять чаду репетиторов по любому предмету, а середнячки (таких оказалось подавляющее большинство - 78%) написали ЕГЭ лучше. В семьях с высоким благосостоянием, полагают эксперты, дети слишком изнеженны, во многом полагаются на родителей, но за счет хороших бытовых условий и общей ориентированности на успех в жизни смогли подготовиться и написать ЕГЭ на приличные баллы.
Ребята из семей с низким достатком оказались самыми слабыми. То ли родители не смогли показать им личный пример и помочь разобраться с учебным материалом, то ли заниматься приходилось в шуме, в уголке и на коленке.
Другие интересные наблюдения. Ребята, которые могут и часто общаются на двух языках (часть материалов для исследования собиралась в Чувашии, там школьники говорят на чувашском и русском), показали в целом более высокие баллы, чем те, кто владеет единственным, родным, языком. Но если семья общалась только на чувашском (или любом другом языке), то оценки по ЕГЭ получались на 6 - 8% ниже, чем если родным дома был русский.
КОММЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Главное - правильно подсчитать результаты
- Очень важно правильно интерпретировать результаты ЕГЭ, - говорит Сергей Боченков. - Надо понимать, что сравнивать баллы, полученные за разные предметы, некорректно. Правильнее смотреть результаты относительно среднего набранного балла по предмету. Тогда можно сопоставить усвоение разных дисциплин. А если сделать анализ по отдельным вопросам экзамена, можно легко вычислить, в какой школе чему учат хорошо, а чему плохо, помочь педагогам освоить трудные темы.