"Последний герой" русского рока, лидер легендарной группы "Кино" Виктор Цой, погибший ровно 20 лет назад, всегда держал самую высокую планку в своем творчестве, причем не только в музыке, но еще и в кино, и в живописи, убежден друг Цоя, известный музыкант, журналист и ведущий Александр Липницкий.
Цой основал "Кино", одну из самых популярных советских рок-групп, в 1981 году в возрасте 19 лет. До конца жизни он оставался лидером, автором всех текстов и музыки, а после его гибели в автокатастрофе 15 августа 1990 года в нескольких десятках километрах от Риги коллектив почти сразу распался. В общей сложности группа просуществовала девять лет, и за это время было выпущено более ста песен, несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов.
"Я думаю, что если бы у Виктора было все в порядке со здоровьем, то такой потенциально богатый всеми талантами человек был бы супер-звездой. Безусловно, он бы пережил эту свою популярность и сейчас был бы настоящим гуру, - таким, как Гребенщиков, или, может быть, даже лучше", - сказал в интервью Липницкий.
Первый поп-стандарт
Собеседник агентства отметил, что "не так много людей могут сказать, что видели Виктора в развитии от совсем юного начинающего автора с подростковыми прыщами, каким он приехал в Москву в конце 81-ого года, до того зрелого мужчины, знаменитого артиста, можно сказать, рок-идола, в статусе которого он ушел из жизни в 90-м".
"За те девять лет, что я его знал, он прожил короткую, но бурную и насыщенную жизнь. У группы "Кино" много замечательных альбомов, начиная с "45" и заканчивая знаменитым "Черным альбомом". Эти альбомы - грандиозный вклад в нашу культуру, при этом песни Цоя и сейчас звучат более чем часто", - считает Липницкий.
Он убежден, что "на сегодняшний день у Цоя много подражателей, гораздо больше, чем у других героев его поколения".
"Есть три группы - "Машина времени", "Аквариум" и "Кино", - которым подражают больше всего. Что касается первых двух, то тут сильное наследие бардовской культуры, к которой всегда тянется наша отечественная рок-музыка, а "Кино" - первый коллектив, который смог стать поп-группой, не роняя этого звания до уровня попсы. Может быть, сейчас на этом уровне работают "Мумий Тролль" и Земфира. У Цоя была высшая планка. Можно сказать, что "Кино" было первой настоящей поп-группой Советского союза, как The Beatles были первой настоящей поп-группой на западе", - сказал собеседник агентства.
Липницкий отметил, что "Цой занимает значительное место в музыкальной культуре наряду с такими людьми, как Владимир Высоцкий, Александр Галич, Булат Окуджава, Александр Башлачев, Петр Мамонов, Борис Гребенщиков, Майк Науменко и Василий Шумов".
Киноидол
По мнению Липницкого, для российского кино Цой был не менее значимой фигурой, чем для музыки - по популярности он не уступал Марлону Брандо или Джонни Деппу.
"Я сравниваю его с киноидолами, потому что он для многих людей стал именно киноидолом. Это даже в какой-то степени заслоняет его чисто музыкальное дарование", - утверждает собеседник агентства.
По его словам, сходным образом развивалась и карьера лидера "Звуков Му" Петра Мамонова, "успех которого в его последних фильмах, таких как "Остров" или "Царь", заслоняет его невероятные достижения в области рок-музыки и песенного творчества".
Впрочем, Липницкий уверен, что сделанное Цоем или Мамоновым в кино несопоставимо с их "грандиозным вкладом в музыкальную культуру", а в том, что в памяти остаются кинороли - "в общем-то, чепуха", - виновата "гламурная культура, которая любит простые решения". "Проще принять простую киноверсию масштабной личности - в этом все и дело", - сокрушается музыкант.
"К счастью, с Высоцким такого не произошло, но и время было другое - не было такого культа поп-культуры, как в наши времена. А родись Владимир Семенович позже, как Цой, то и он бы остался в памяти героем-ментом из "Место встречи изменить нельзя", - полагает собеседник агентства.
Наследник Уорхола
Цой числился в художественном училище имени В. Серова (ныне имени Николая Рериха), а когда его исключили за неуспеваемость, поступил в СГПТУ-61 на резчка по дереву. Благодаря этим двум учебным заведениям он начал заниматься еще и живописью.
Как рассказал Липницкий, в чьей коллекции немало работ лидера группы "Кино", "Цой никогда серьезно не относился к своему званию художника, ни одной картины при жизни не продал, да и не стремился".
"Может быть, в глубине души он рассчитывал, что когда-нибудь у него будет время заняться живописью всерьез, потому что у него были все данные, чтобы стать большим художником", - предположил собеседник агентства.
"С его фантазиями и с тем, что он получил художественное образование в Советском Союзе, где неплохо учили, он вполне бы еще реализовался и, может быть, был бы не менее популярен, чем его партнер по группе Георгий Гурьянов или его ближайший друг Олег Котельников, не говоря уже о самом известном художнике из ближнего круга - Тимуре Новикове", - отметил Липницкий.
По его мнению, "Виктору на все это просто не хватало времени, потому что все свою сознательную жизнь он посвятил музыке, а последние два года - еще и кино. Живопись была для него отдушиной и веселым занятием".
Картины Цоя он считает крайне остроумными - Липницкий считает, что игра ума зачастую превалирует в них над собственно живописью.
"Это его творчество очень даже сходно с его музыкальной деятельностью - это именно та самая поп-культура. Я бы сказал, что это наследие круга Энди Уорхола. Да, то, что делали Цой и Котельников в молодости - очень близко к стилю, который сформировался в студии Уорхола", - утверждает собеседник агентства.
"Когда он не застал меня дома - а без мобильных телефонов тогда это было сплошь и рядом, - он оставил нам с Африкой (Сергей Бугаев), который у меня тогда жил, какую-то милую записочку со смешными нашими портретиками, очень четко схваченными". У него, конечно, портретное мастерство было в крови. В его творчестве что ни песня, то история - сплошь портреты: "Восьмиклассница", "Бездельник". Он бы и писатель был бы хороший, если бы занялся этим", - сказал Липницкий.
Он добавил, что этой весной в Мраморном дворце Петербурга прошла выставка под названием "Удар кисти", где были в том числе и вещи Цоя. Оказалось, что "его работы нисколько не выпадают из ряда вполне профессиональных и на сегодня уже дорогостоящих художников". "Надеюсь, что эту выставку еще устроят в Москве, тогда вы сами все увидите", - заключил Липницкий.
Цой основал "Кино", одну из самых популярных советских рок-групп, в 1981 году в возрасте 19 лет. До конца жизни он оставался лидером, автором всех текстов и музыки, а после его гибели в автокатастрофе 15 августа 1990 года в нескольких десятках километрах от Риги коллектив почти сразу распался. В общей сложности группа просуществовала девять лет, и за это время было выпущено более ста песен, несколько сборников и концертных записей, а также большое количество неофициальных бутлегов.
"Я думаю, что если бы у Виктора было все в порядке со здоровьем, то такой потенциально богатый всеми талантами человек был бы супер-звездой. Безусловно, он бы пережил эту свою популярность и сейчас был бы настоящим гуру, - таким, как Гребенщиков, или, может быть, даже лучше", - сказал в интервью Липницкий.
Первый поп-стандарт
Собеседник агентства отметил, что "не так много людей могут сказать, что видели Виктора в развитии от совсем юного начинающего автора с подростковыми прыщами, каким он приехал в Москву в конце 81-ого года, до того зрелого мужчины, знаменитого артиста, можно сказать, рок-идола, в статусе которого он ушел из жизни в 90-м".
"За те девять лет, что я его знал, он прожил короткую, но бурную и насыщенную жизнь. У группы "Кино" много замечательных альбомов, начиная с "45" и заканчивая знаменитым "Черным альбомом". Эти альбомы - грандиозный вклад в нашу культуру, при этом песни Цоя и сейчас звучат более чем часто", - считает Липницкий.
Он убежден, что "на сегодняшний день у Цоя много подражателей, гораздо больше, чем у других героев его поколения".
"Есть три группы - "Машина времени", "Аквариум" и "Кино", - которым подражают больше всего. Что касается первых двух, то тут сильное наследие бардовской культуры, к которой всегда тянется наша отечественная рок-музыка, а "Кино" - первый коллектив, который смог стать поп-группой, не роняя этого звания до уровня попсы. Может быть, сейчас на этом уровне работают "Мумий Тролль" и Земфира. У Цоя была высшая планка. Можно сказать, что "Кино" было первой настоящей поп-группой Советского союза, как The Beatles были первой настоящей поп-группой на западе", - сказал собеседник агентства.
Липницкий отметил, что "Цой занимает значительное место в музыкальной культуре наряду с такими людьми, как Владимир Высоцкий, Александр Галич, Булат Окуджава, Александр Башлачев, Петр Мамонов, Борис Гребенщиков, Майк Науменко и Василий Шумов".
Киноидол
По мнению Липницкого, для российского кино Цой был не менее значимой фигурой, чем для музыки - по популярности он не уступал Марлону Брандо или Джонни Деппу.
"Я сравниваю его с киноидолами, потому что он для многих людей стал именно киноидолом. Это даже в какой-то степени заслоняет его чисто музыкальное дарование", - утверждает собеседник агентства.
По его словам, сходным образом развивалась и карьера лидера "Звуков Му" Петра Мамонова, "успех которого в его последних фильмах, таких как "Остров" или "Царь", заслоняет его невероятные достижения в области рок-музыки и песенного творчества".
Впрочем, Липницкий уверен, что сделанное Цоем или Мамоновым в кино несопоставимо с их "грандиозным вкладом в музыкальную культуру", а в том, что в памяти остаются кинороли - "в общем-то, чепуха", - виновата "гламурная культура, которая любит простые решения". "Проще принять простую киноверсию масштабной личности - в этом все и дело", - сокрушается музыкант.
"К счастью, с Высоцким такого не произошло, но и время было другое - не было такого культа поп-культуры, как в наши времена. А родись Владимир Семенович позже, как Цой, то и он бы остался в памяти героем-ментом из "Место встречи изменить нельзя", - полагает собеседник агентства.
Наследник Уорхола
Цой числился в художественном училище имени В. Серова (ныне имени Николая Рериха), а когда его исключили за неуспеваемость, поступил в СГПТУ-61 на резчка по дереву. Благодаря этим двум учебным заведениям он начал заниматься еще и живописью.
Как рассказал Липницкий, в чьей коллекции немало работ лидера группы "Кино", "Цой никогда серьезно не относился к своему званию художника, ни одной картины при жизни не продал, да и не стремился".
"Может быть, в глубине души он рассчитывал, что когда-нибудь у него будет время заняться живописью всерьез, потому что у него были все данные, чтобы стать большим художником", - предположил собеседник агентства.
"С его фантазиями и с тем, что он получил художественное образование в Советском Союзе, где неплохо учили, он вполне бы еще реализовался и, может быть, был бы не менее популярен, чем его партнер по группе Георгий Гурьянов или его ближайший друг Олег Котельников, не говоря уже о самом известном художнике из ближнего круга - Тимуре Новикове", - отметил Липницкий.
По его мнению, "Виктору на все это просто не хватало времени, потому что все свою сознательную жизнь он посвятил музыке, а последние два года - еще и кино. Живопись была для него отдушиной и веселым занятием".
Картины Цоя он считает крайне остроумными - Липницкий считает, что игра ума зачастую превалирует в них над собственно живописью.
"Это его творчество очень даже сходно с его музыкальной деятельностью - это именно та самая поп-культура. Я бы сказал, что это наследие круга Энди Уорхола. Да, то, что делали Цой и Котельников в молодости - очень близко к стилю, который сформировался в студии Уорхола", - утверждает собеседник агентства.
"Когда он не застал меня дома - а без мобильных телефонов тогда это было сплошь и рядом, - он оставил нам с Африкой (Сергей Бугаев), который у меня тогда жил, какую-то милую записочку со смешными нашими портретиками, очень четко схваченными". У него, конечно, портретное мастерство было в крови. В его творчестве что ни песня, то история - сплошь портреты: "Восьмиклассница", "Бездельник". Он бы и писатель был бы хороший, если бы занялся этим", - сказал Липницкий.
Он добавил, что этой весной в Мраморном дворце Петербурга прошла выставка под названием "Удар кисти", где были в том числе и вещи Цоя. Оказалось, что "его работы нисколько не выпадают из ряда вполне профессиональных и на сегодня уже дорогостоящих художников". "Надеюсь, что эту выставку еще устроят в Москве, тогда вы сами все увидите", - заключил Липницкий.