Немецкие ученые вывели уравнение, с помощью которого можно оценить привлекательность женщины. Оказалось, что, к примеру, пропорциональность фигуры гораздо важнее ее стройности. По этой формуле россиянки занимают одно из лидирующих мест по красоте.
Парадоксально, но лишь 2% соотечественниц, как утверждают социологи, считают себя красавицами. Дело тут не в скромности, а в настоящем комплексе неполноценности, который охватил всю страну. Заниженная самооценка российских женщин играет на руку не только психоаналитикам, но и косметическим компаниям и пластическим хирургам. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие несколько лет по потреблению косметических товаров и услуг мы догоним и перегоним Европу.
Доводы немецких ученых еще раз подтвердили давно известный факт: российские женщины – одни из самых красивых в мире. Если не самые красивые. «Я работаю в брачном бизнесе уже более десяти лет и могу с уверенностью сказать, что спрос на наших соотечественниц огромный, – рассказала «НИ» руководитель одного из брачных агентств Москвы Ирина Мотылева. – То, что в россиянках иностранцев привлекает покладистость, домовитость и преданность, – не более чем миф, 90% заморских женихов клюют именно на фотографию, а более 70% признают, что влюбились в русских невест с первого взгляда».
Заморские женихи – это, конечно, авторитет, но не такой, как западные дизайнеры. Практически все известные модельеры мира предпочитают, чтобы их коллекции демонстрировали не кто-нибудь, а именно россиянки. С европейских подиумов не сходят русские красавицы Татьяна Завьялова, Диана Ковальчук, Наталья Семанова, Наталья Водянова. «Это первый сорт!» – с восхищением заявляют даже модельеры с нетрадиционной ориентацией.
«Просто мужчины сошли с ума»
Впрочем, сами русские модели с такой высокой оценкой не согласны. Так, фотомодель Ольга Миль всегда считала себя не просто несимпатичной, а безобразной. «Я всегда оценивала себя критически. У меня слишком большие ягодицы, ноги кривоваты, нос как у орла, – описывает себя Ольга корреспондентам «НИ». – Когда мой приятель-фотограф меня снимал, я старалась прикрывать лицо рукой. Потом он показал эти карточки коллегам. Удивительно, но они сочли меня чуть ли не идеальной моделью. Теперь я работаю в шоу-бизнесе. Но красивой себя я по-прежнему не считаю. Полагаю, просто мужчины сошли с ума».
Так же критично относятся к себе большинство россиянок. По данным социологов, порядка 40% русских женщин не считают себя даже привлекательными. Самые позитивные отзывы о своей внешности у респондентов звучали как «симпатичная», «обаятельная» и «женственная», а 87% убеждены в том, что общество требует от слабого пола диет, пластических операций и прочих жертв на алтарь красоты.
Товарищ женщина
Однако вот самая сенсационная цифра – 98% россиянок считают себя некрасивыми. Это не что иное как неадекватная оценка себя, говорят социопсихологии. Этакий комплекс неполноценности в масштабах страны. Как и в случае с другими социальными болезнями, корень проблемы нужно искать в советской истории, говорят специалисты. В СССР женщина и не должна была быть красивой. Чересчур привлекательные женщины выделялись на фоне общей уравниловки. А это не приветствовалось. «В советское время шла пропаганда бесполых и безликих «товарищей», женщина не воспринималась как что-то божественное, красивое», – пояснил «НИ» кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Артем Толоконин.
Застарелый комплекс дал о себе знать в условиях нестабильности, в которой живет сегодня Россия. «Сниженная самооценка вызвана общей невротизацией населения. Сегодня женщина не уверенна ни в чем: ни в том, что ее образование позволит заработать деньги, ни в том, что без мужа она сможет выжить, ни даже в том, что она видит в зеркале», – рассказала «НИ» социопсихолог Валерия Микулина.
Уж замуж невтерпеж
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 23% девушек в России страдают от страха «остаться в девках» и систематически экспериментируют со своей внешностью.
Чаще всего экспериментируют, конечно, со своей фигурой. О реальных или вымышленных проблемах с лишним весом заявляет треть опрошенных социологами россиянок. «Дело в том, что стройная женщина инстинктивно воспринимается как свободная, активная, здоровая, – говорит г-жа Микулина. – На полную женщину смотрят как на мать, поэтому подсознательно ее считают менее привлекательной. Поэтому нередко озабоченность собственным весом принимает у дам маниакальный характер».
Психологи называют это «избирательным вниманием» – когда человек фокусируется на каком-нибудь недостатке и преувеличивает его. Это типично женский способ выражения негативных эмоций: недовольство жизнью автоматически переносится на свою фигуру, чаще всего на живот, грудь и ягодицы.
Плоды феминизма
По данным социологов, на Западе ситуация гораздо менее катастрофична, несмотря на то, что поводов для комплексов у европеек больше. Немки не волнуются по поводу своего лишнего веса, француженки не беспокоятся насчет неправильных черт лица. «У нас девочек учат быть привязанными к кастрюлям, плите и стиральной машине, – рассказывает «НИ» психолог Юлия Гладышева. – Формируется образ домохозяйки, которой на себя плевать, главное – семья. На Западе же совершенно другие стереотипы. Там женщина – полноценный и успешный член общества. Причем воспитывается это с детства. Сравните хотя бы кукол – их эффектных эмансипированных Барби с нашими невзрачными пупсами. Вот два разных пути для развития девочки в женщину».
Немаловажную роль в формировании комплекса неполноценности у российских женщин играют и средства массовой информации, которые пропагандируют культ молодости. Это провоцирует так называемый «комплекс четверти». Огромное число знаменитостей добивается успеха в весьма юном возрасте, до 25 лет. Спортсмены, актеры, музыканты, модели в лучшем случае напоминают студентов, а то и вовсе школьников. «Пропагандируемый образ вечно молодой девушки влияет на самооценку не самым хорошим образом, – утверждает психотерапевт Лика Руссо. – У женщин создается впечатление, что после 25 лет они уже не могут быть привлекательными».
Но это еще полбеды. Самое неприятное, что в России нет официально признанного эталона красоты. При фразе «секс-символ» на ум приходят в основном западные звезды. «Наши женщины ориентируются на европейские стандарты, которые в изобилии присутствуют на экранах телевизоров и в прессе, – рассказал «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. – Многие понимают, что обложечный идеал для них недостижим, и решают махнуть на себя рукой». Другие же пытаются перекроить себя под европейские стандарты, не учитывая чисто русских особенностей фигуры и лица. «Наши СМИ настойчиво культивируют образ «90–60–90». Но таких размеров ширококостным россиянкам достичь непросто, – пояснила «НИ» частный психолог Ольга Глебова. – Кроме того, стройная фигура, как показывают опросы общественного мнения, да и мой личный опыт, нравятся далеко не всем русским мужчинам».
Отрежьте это немедленно!
Одни от комплексов страдают, другие на них зарабатывают. «Существует целый пласт телероликов, рассчитанный на неуверенных в себе женщин, – признался «НИ» генеральный директор R&I Group Юний Давыдов. – В них снимаются белозубые, подтянутые европейские модели, рекламирующие средства личной гигиены. Иногда эти девицы даже не понимают текст, который говорят с экрана. Но зато его впитывают домохозяйки. При этом смысл текста сводится к фразе: «Купи мой товар и решишь все проблемы, включая целлюлит и одиночество». И покупают ведь!» На фоне закомплексованности россиянок вполне закономерной выглядит невероятная популярность и рентабельность сериала про очкастую девушку со скобками на зубах, которая, несмотря ни на какие дефекты внешности, все же находит свое счастье.
И это только начало, убеждены эксперты. У тех предпринимателей, которые догадаются сыграть на женском комплексе неполноценности, есть все шансы озолотиться. Наибольшие перспективы в этой области у производителей косметики (уже сейчас наша страна, наряду с Бразилией и Испанией, входит в тройку лидеров по потреблению помады и туши для ресниц) и пластических хирургов. 72% россиянок настолько не нравится свой облик, что они нередко испытывают душевные страдания. В мире этот показатель значительно ниже (48%). При этом, если на Западе с этой бедой борются с помощью психологов, то у нас – с помощью ножа пластического хирурга и тонн косметики. 83% российских женщин не выходят из дома ненакрашенными, а об операции подумывают четверть россиянок.
Эксперты прогнозируют: с улучшением экономической ситуации возрастет и количество пластических операций. В России по уровню развития этот рынок пока отстает от европейского на три года, но специалисты убеждены: в ближайшее время мы не только догоним, но и перегоним Запад. Уже сейчас очередь из желающих исправить «этот ужасный нос» или сделать себе грудь, «как у Памелы Андерсон», выстраивается на несколько месяцев. «Одни женщины приходят на омолаживающие процедуры, другие хотят что-то кардинально изменить в своей внешности, – рассказал «НИ» пластический хирург Сергей Левин. – С каждым днем число пациенток пластических хирургов в России увеличивается, и в дальнейшем такая тенденция сохранится. В нашем обществе внешности уделяется повышенное внимание. Дело осталось только за финансовыми возможностями».