По логике правительства, народу следует сидеть по домам и в темноте - ради экономии
Рост тарифов на газ в 2010 году планируется в РФ на уровне более 10%, при этом рост тарифов на электроэнергию составит около 5%. Об этом сообщил помощник президента РФ по экономическим вопросам Аркадий Дворкович.
В то же время, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина считает, что рост тарифов на услуги естественных монополий в РФ в 2010 году может быть ниже, чем в текущем: «По предварительным расчетам, уровень роста тарифов в следующем году может быть ниже, чем в этом году, а по некоторым направлениям - существенно ниже».
При этом Эльвира Набиуллина отметила, что индексация стоимости электроэнергии в 2010 году будет минимальной. «В электроэнергетике наша позиция состоит в том, чтобы по минимуму повысить регулируемые тарифы, возможно, только в пределах индексации цен на газ», – заявила руководитель Минэкономразвития.
Незадолго до этого, выступая на годовом собрании акционеров Газпрома, глава холдинга Алексей Миллер пообещал, что цены на газ для российского населения резко повышаться не будут - государство продолжит регулировать газовые тарифы для физических лиц.
«Политика в отношении физических лиц не меняется и является социально ответственной и социально ориентированной. Никакого резкого повышения цен на газ не планируется и не будет», - заявил Алексей Миллер. При этом он заметил, что тарифы на газ для населения будут пересматриваться в соответствии с темпами инфляции и общим экономическим положением в стране.
А общее положение, по мнению Аркадия Дворковича, может улучшиться только сверхъестественным образом. «Практически наверняка, если не будет резкого скачка на нефть и если не произойдет чуда в мировой экономике, дефицит бюджета-2010 будет больше 5%, а скорее всего и больше 6% ВВП»,- прогнозирует помощник президента по экономическим вопросам.
Накануне на экономическом совещании в правительстве по подготовке бюджета обсуждался вопрос повышения тарифов на 2010 год, однако, единого решения там выработано не было.
По прогнозу правительства в 2009 году тарифы должны вырасти на газ на 16,3%, на железнодорожные перевозки - на 12,4%, на электроэнергию для населения - на 25%, для промышленности - 19%. При этом часть тарифов, в соответствии с решением правительства, в этом году индексируется ежеквартально, чтобы сделать нагрузку на экономику не столь тяжелой.
А россияне уже по своему стали «разгружать» экономику, отказываясь (понятно, что в большинстве случаев – вынужденно) от ранее привычных услуг и товаров. Например, люди, потерявшие работу, гораздо реже пользуются городским транспортом,. И далеко не все, кто сохранил за собой рабочее место, выезжают теперь на дальние расстояния во время выходных и отпусков.
Так, по итогам первого полугодия пассажирские железнодорожные перевозки упали на 12%, в том числе дальние - на 10%, а пригородные - на 14%. Глава РЖД Владимир Якунин считает: «Это психологический эффект, который сложился в нашем обществе. Наш народ привык, когда ему говорят, что кризис нас не коснется. А если что-то происходит, то народ сразу бежит в банки менять деньги. Сейчас ситуация тяжелая, и люди думают, что лучше поберечь деньги и не тратить их на пригородные перевозки. Это психологическая особенность нашего общества».
Если следовать этой логике, то долгими зимними вечерами россияне будут сидеть по домам и в темноте – из экономии. Но эта обездвиженность – и физических, и финансовых ресурсов - только еще туже затянет кризисный узел. Пытаясь его ослабить, правительство сдерживает рост тарифов.
Но все равно за все приходится платить. Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, который предусматривает выделение субсидий госмонополии «Российские железные дороги» на 50 миллиардов рублей. Эти деньги пойдут на компенсацию убытков от сдерживания транспортных тарифов. Что, как говорится в пояснительной записке к закону, послужит снижению убыточности РЖД и поддержанию высоких кредитных рейтингов.
Перевозки грузов по железным дорогам РФ в первом полугодии 2009 года упали на 22,7%, что пока укладывается в график годового прогноза, который предусматривает падение грузоперевозок в 2009 году на 19%. В денежном исчислении потери госкомпании в 2009 году могут достичь 97,1 миллиардов рублей.
Сейчас более-менее ощутимое оживление грузоперевозок отмечено только в двух традиционных для России сегментах - в поставках на экспорт угля и нефтепродуктов. В связи с этим несколько повысился и спрос на цистерны. А вот востребованность грузовых вагонов резко снизилась – их избыток превышает 200 тысяч штук. Поэтому чуть менее трети из них РЖД намерено отравить на металлом, что хоть в какой-то мере дополнительно компенсирует общие издержки.
Кстати, по оценке по оценке Эльвиры Набиуллиной, РЖД – единственная из всех естественных монополий, которая в 2009 году продемонстрировала существенное снижение затрат и издержек - оно составило 173 млрд рублей (20% к 2008 году).
«Ни от Газпрома, ни от энергокомпаний таких сигналов не поступало», - отметила глава минэкономразвития.
Но снижение издержек, и, следовательно, инвестиционной активности РЖД, в свою очередь, по выражению Эльвиры Набиуллиной, «давит» на регионы, существенно сократив объемы закупок на местах - вот такой железнодорожный узел получается.
http://svpressa.ru/issue/news.php?id=10834