Михаил Москвин-Тарханов
Депутат Московской Городской Думы
25 мая 2009
Сопредседатель 'Правого дела' Борис Титов в своем интервью 12 мая предложил перенести столицу из Москвы в Тверь.
Ну что же, нам не привыкать! В последние 20 лет раз в три-четыре года кто-нибудь из политиков вдруг озадачивается проблемой переноса столицы и выступает с инициативами. Куда только не предлагали перенести: в Новосибирск, в Красноярск, в Самару, в Екатеринбург, ну и, конечно, в Питер. Были и экзотические предложения: рассредоточить федеральную власть между тремя, а то и пятью городами: президент, скажем, в Москве, парламент - в Красноярске, правительство - в Санкт-Петербурге и так далее. Так что москвичей ничем не удивишь. И про Тверь, помнится, тоже какое-то время что-то говорили. Пока все эти разговоры привели лишь к переезду в Санкт-Петербург Конституционного суда РФ.
В императорской России, когда столицей был Санкт-Петербург, периодически тоже возникали вопросы о передаче куда-то части столичных функций. Так в Москве частично располагались присутствия Правительствующего Сената и архив МИДа, а в Тверь одно время было переведено ведомство путей сообщения, которое там недолго пребывало под чутким руководством его высочества Георгия Петровича Ольденбургского. Но никто реально ни Тверь, ни даже Москву столичными городами не считал, хотя и именовалась Москва поэтами 'порфироносною вдовой'.
С 1918 года, на протяжении жизни четырех поколений, уже более 90 лет Москва является снова столицей России, к этому все привыкли, это же записали и в Конституцию РФ 1993 года. Что же заставляет политиков в последнее время возвращаться к вопросу о переносе столицы из Москвы?
Во-первых, иногда ими движет желание облегчить жизнь москвичей: вот 'федералы' куда-нибудь уедут из Москвы, сразу станет меньше машин с 'мигалками', меньше пробок и больше воздуха. Сия наивная забота греет душу части москвичей, особенно живущих в центре города, которые устали от транспортной перегруженности. Только покупают эти самые москвичи по 200 тысяч новых легковых машин ежегодно дополнительно к имеющимся у них. То есть, прибавка числа машин только за один год сопоставима со всем московским парком государственных машин федеральных чиновников!
Во-вторых, в провинции у многих имеется убежденность, поддерживаемая властями на местах, что Москва богатеет благодаря своему исключительному положению столицы Российской Федерации. По счастью, этот наивный взгляд не свойственен Борису Титову, так как в своем интервью он четко выразил понимание того, что в любом случае Москва останется бизнес-центром России, даже если вдруг перестанет быть столицей. Как, скажем Нью-Йорк в США или Рио-де-Жанейро в Бразилии.
В-третьих, некоторые политики вроде бы защищают интересы родного города или края, просто важного региона России, который, по их мнению, должен получить импульс к развитию, если туда переедет столица. Особенно часто об этом говорят сибиряки, и понять их можно. Но предложение переноса столицы в Тверь для решения вопросов территориально развития как-то выглядит не очень убедительно. Какой-то в этом заявлении политика чувствуется поверхностный подход. Ну, скажем, будет принято решение о переносе столицы в Тверь. Вопрос: сколько это будет стоить? Олимпийский Сочи покажется скромным маленьким проектом. Тверь - город небольшой, но исторический. Что останется от его истории и памятников после масштабной реконструкции, скольких жителей придется переселить, сколько будет конфликтов? Аэропорты, транспортные узлы, все создавать заново? И где, в том же Центральном федеральном округе? Не по-хозяйски это!
А в Москве? Кому отойдут освобождаемые федеральные здания? Чем заполнятся. Теми же офисами. Считаем, каждый офис - двадцать автомашин. Пробки как были, так и останутся. Ведь не отдадут же 'федералы' эти здания городу, сами реализуют, да так, что мало москвичам не покажется!
Нет, милостивый государь, не слишком удачное предложение!
А вот московский коллега Бориса Титова Игорь Трунов внес другое предложение, о тесной интеграции Москвы и Московской области в развитии единой столичной агломерации, и направил письма Юрию Лужкову и Борису Громову. По его мнению, такая интеграция поможет решить ряд проблем в области энергетики, экономики, дорожного и жилищного строительства. При этом он привел данные социологических исследований, согласно которым большинство жителей Москвы и Подмосковья выступают за реальную интеграцию регионов. Такое предложение ранее высказывали Мэр Москвы, работники исполнительной власти и московские депутаты. Такой вариант, как показал приведенный анализ, позволяет выбрать инновационный, интенсивный путь развития столичного региона в интересах Москвы, Подмосковья и всей России. Надеюсь, что, все взвесив, Борис Титов также присоединится к своему московскому коллеге по партии в этом вопросе.