Полгода назад Ирине Винер девчонки во главе с Олей Капрановой подарили собаку. Весит меньше двух кило, уши — больше, чем голова. Поет под музыку в тренировочном зале. Зовут Император.
Власть демонстрирует часто: если Император на тренировке, никто не ругается. И даже к главному тренеру “на разборки” девчонки подходить не боятся: “А, Ирина Санна нас ругать сильно не будет, раз Император здесь”. В общем, товарищ влиятельный. Единственное, от чего он не может застраховать нашу сборную, — от внутренней драки перед Играми в Пекине.
Дуб растет среди дубов
На чемпионате Европы в Баку российская сборная отдала только одно “золото” — Алие Гараевой. “Вы понимаете, что вы сделали для Азербайджана?” — спросили Алию журналисты, когда еще в командном первенстве ее команда выиграла бронзовую медаль. Она кивнула. А минутами раньше трибуны с российскими болельщиками, размахивая, заметьте, азербайджанскими флагами, дудели в поддержку Гараевой. “Алька, давай!” — мощно кричала ее мама Василина, приехавшая вместе с российским десантом. И Алька дала жару, чем порадовала главного тренера нашей сборной.
“Я перекрестилась, когда на одном из этапов Гран-при Вера Сесина допустила ошибку в упражнении и не выиграла “золото”, — недавно вспоминала Ирина Винер. — Я, конечно, что-то процедила ей сквозь зубы, но сама была рада — потому что если мы будем выигрывать все и везде, наш вид спорта можно похоронить. Должны быть и конкуренция, и интрига”. Так рассуждать может только сила. И тренировать в Новогорске не только Гараеву и ее коллег по сборной, но и, например, американцев, которые хотят всерьез взяться за художественную гимнастику, можно тоже только с позиций силы.
Наши примы показали в Баку не все, на что способны. Потому что и сами пока не знают предела своих возможностей, да из-за травмы не выступала и олимпийская чемпионка Алина Кабаева. Но примы твердо знают одно — выступать надо здорово здесь, сейчас и всегда. Например, Женя Канаева, дебютантка чемпионата, попала на него за четыре дня до старта. Растерялась, обрадовалась и сказала себе: “Выступать за Россию надо только хорошо”.
— Женя Канаева пять лет тренируется в Москве, — рассказывает тренер сборной Вера Шаталина. — Она из знаменитой школы Веры Штельбаумс. Тогда в Новогорске базировалась только сборная, но Винер решила взять эту девочку, чтобы Штельбаумс была спокойна и не разрывалась между городами. Девочка оправдала все прогнозы и ожидания. В мае этого года буквально взорвала сенсационную бомбу на неофициальном чемпионате мира во Франции, выиграв абсолютное первенство в отсутствие наших лидеров, но при первых составах всех остальных. На самом деле Винер вообще могла не привозить Женю, и все равно у нас все было бы в порядке — первое место. Но, как дальновидный человек, она считает, что надо показать миру: у нас есть не только всем известные три гимнастки, но и прекрасное будущее. Она всегда говорит, что дуб растет среди дубов.
Хомяки в тумбочке
Ольга Капранова два года назад в Баку стала пятикратной чемпионкой мира. А в прошлом году не отобралась на чемпионат Европы в Москве. Бакинский ковер Европы вновь принес успех: “Наверное, рано говорить о том, что я уже забыла “провал”. Слава богу, что тренеры меня в это время не забросили. Впереди чемпионат мира, кажется, я набираю форму. Но борьба с собой происходит всегда, и у каждого человека”. Оля, кажется, боится теперь говорить об успехе.
— Для Оли эти соревнования очень были важны. Для нее это как глоток воздуха, — говорит Вера Шаталина. — После Баку-2005 был действительно провал, ее реанимировала Винер. “Или уходи, или иди вперед. Капранова, пятикратная чемпионка мира, не может проигрывать молодым девочкам. Это стыдно. Я этого позора не перенесу. Если ты можешь, то я не перенесу”. Она ее не ругала, не оскорбляла: “Оль, должно быть самолюбие”.
И эти слова сыграли огромную роль. Оле было непросто все это время. Ведь когда не было Кабаевой, никто не верил, что две молодые девочки — Сесина и Капранова — смогут вытянуть чемпионат мира. Все надеялись на Чащину, но она выступила в Баку неудачно. Когда Оля Капранова заняла первое место, Ирина Александровна ей сказала: “Оля, ты спасла мне Россию”. Она стала первой гимнасткой в России, которая выиграла на чемпионате мира больше золотых медалей, чем Алина Кабаева. Это был даже нонсенс. Сложность ведь была еще в том, что находиться за спиной Кабаевой очень легко. И когда Алина перестала временно выступать, можете себе представить...
Оля очень добрая, и ей это мешает. Когда я говорю ей про спортивную злость — она отвечает: я так не могу. Но ту литературу, которую она читает, дай бог, чтобы мы, взрослые, читали. Любимый писатель — Достоевский.
Она добрая и независтливая. Вечно подбирает нам кошек бездомных, потом мы их раздаем. Хомяки у нее живут в тумбочке! Можете себе представить? А вообще Олю воспитали на стихах, на компьютере. У Оли мама замечательная — ей не нужен антураж, нужно, чтобы у ребенка в голове было не пусто.
Кабаева стала еще сильнее
Вера Сесина на чемпионате Европы в Баку в очередной раз потрясла всех сложностью программ. “У каждой из нас, — говорила она еще до старта, — в упражнениях есть элементы, присущие только нам. Повторить их сложно”. В этом, наверное, особенность Веры — она идет только вперед, не давая себе передышки.
— Сесина весь сезон выигрывала. И мне кажется, она немножко подустала, — замечает Вера Шаталина. — До этих соревнований она блестяще прошла все этапы Кубка мира и очень хотела здесь выиграть. А Веру, когда она хочет чего-то уж слишком, это, наоборот, немного пригибает. Когда она выступает, не концентрируясь на том, что “надо, надо”, получается лучше. Знаете, спорт — это всегда лотерея, и в голову чужую очень трудно влезть, ведь даже понять, что для тебя самой лучше, не всегда удается. А Вера очень много думает. Она вообще шикарная, у нее вкус прекрасный, семь лет уже живет в Москве. Очень собранная, такая “скопидомок”. И у нее всегда все четко, все по ступенькам: сегодня это, завтра то. И учится очень хорошо во РГУФКе. За Веру я всегда уверена. Они очень разные — Оля и Вера. Оля открытая, а Вера — закрытая, но какие красавицы обе!
И вот представьте, что сейчас будет, когда начнется бой за место на Олимпийских играх. Когда меня спрашивают: “Действительно ли Алина Кабаева может протянуть до Игр?” — могу ответить только одно: слово “протянуть” гимнастке такого уровня не подходит. Она очень сильный человек. И стала еще сильнее. Я такой, какова она сейчас, Кабаеву вообще не помню. Очень много работает. Многие думали, что она не сможет выйти снова на высокий уровень. Но когда увидели, как она тренируется… Кстати, может, и это Капранову как-то и застопорило. Девчонки, начав уже выигрывать, не ожидали, что Кабаева так снова ворвется в гимнастику. Они думали, что она месяцок потренируется, да и уйдет. А она видите, как вернулась. У нас такая конкуренция в команде теперь, что даже и не позавидуешь, наверное. С одной стороны, это очень хорошо, чтобы никто не зазнавался…
А с другой стороны — борьба идет страшная, вы даже себе представить не можете. Я не завидую главному тренеру, не знаю, кого она на чемпионат мира будет ставить. А уж про Игры я вообще не говорю. Честно, не завидую. Это вообще слезы для нас.
У нас огромная скамейка запасных, в отличие, например, от Украины. Альбина и Ирина Дерюгины совершают ошибку: убирают от гимнасток личных тренеров. Винер детей привлекает с глубинок, но, разыскав девчонок талантливых, тащит к себе и их тренеров — все за детей получают деньги, все заслуженные. А при дерюгинском подходе не может вырасти поколение. Забирают детей — и только “давай, давай”! Вообще, конечно, все зависит от общей атмосферы. Вот болгары, например, переругались все у себя внутри просто на свинском уровне. И что? Все они великие, и каждая тащит одеяло на себя, а в результате все голые, поэтому и детей нет хороших. Так что мы счастливые…