Совещание было достаточно представительным — присутствовали председатель Госдумы Борис Грызлов, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, директор научного центра «Курчатовский институт» и один из главных идеологов отечественного нанопроекта Михаил Ковальчук — и носило на первый взгляд чисто протокольный характер. Оно было приурочено к принятому днем ранее в третьем чтении закону «О Российской корпорации нанотехнологий» (Роснанотех). Но в целом оказалось весьма примечательным. Ведь о Роснанотехе не известно до этого момента было почти ничего. А госфинансирование корпорации предусмотрено огромное. Причем точная его сумма так никому и не известна. Сначала шла речь о 130 млрд рублей до 2011 года, потом первый вице-премьер Сергей Иванов увеличил ее до 200 млрд, правда, год не назвал. В последнее время популярна третья версия: к концу 2007 года — 30 млрд рублей, а в 2008 году довести до 130 млрд рублей. А вчера Грызлов сделал такое заявление: «Только в 2007 году из средств федерального бюджета в уставный капитал корпорации будет выделено 130 млрд рублей». В любом случае на пустом месте создается некая абсолютно новая госструктура с колоссальным бюджетом, огромными полномочиями, не до конца ясными целями, да еще и неподконтрольная кому бы то ни было, кроме президента и правительства РФ.
Первым выступил Грызлов. В своем приветственном слове он прямо указал на то, что главная цель поддержки наноиндустрии состоит в ускорении роста российского ВВП. Похоже, способ удвоения ВВП к 2010 году таки найден, по крайней мере в теории…
Основываясь на сделанных 5 июля докладах Ковальчука, Фурсенко и ректора МГУ Виктора Садовничего, а также более ранних выступлениях по этой теме, можно сформулировать некоторые общие принципы работы Роснанотеха. Корпорация планирует сосредоточить свою деятельность на фундаментальных аспектах развития наноиндустрии, так что среди ключевых заявлены следующие направления работ:
* Техническая инфраструктура – модернизация уже существующих и приобретение новых дорогостоящих приборов и установок для проведения фундаментальных научно-исследовательских работ.
* Кадры – улучшение существующих вузовских программ подготовки специалистов в области нанотехнологий, запуск и реализация новых программ.
* Имитационное моделирование – создание порядка 10 суперкомпьютерных центров на базе ведущих отраслевых НИИ и вузов для разработки и верификации в ближайшие 3–5 лет физических моделей и вычислительных методов, обеспечивающих проведение вычислительных экспериментов в основных областях применения нанотехнологий.
При всей обоснованности этой концепции остается непонятным один ключевой момент – зачем Роснанотеху уже сейчас выделено 130 млрд и что же он с ними все-таки собирается делать?! Какие бы траты ни закладывались в бюджет Роснанотеха по перечисленным выше пунктам, они все равно в разы, если не на порядок ниже установленной планки.
Особо стоит остановиться на выступлении господина Ковальчука, поскольку в нем он сформулировал определенные тезисы, которые, в общем-то, можно считать программным заявлением относительно перспектив нанотехнологий в России.
Прежде всего он справедливо заметил, что мировой рынок — место весьма конкурентное, и никто нас там особо не ждет. Поэтому все разработки в области нанотехнологий имеет смысл в первую очередь ориентировать на нужды отечественных потребителей (промышленности, медицины, военных и так далее).
Затем господин Ковальчук прошелся по проблеме внедрения – в реальной жизни оно сильно тормозится инертностью самого рынка (не хотят компании что-то менять, если и так все работает и прибыль приносит). Поэтому процесс внедрения надо стимулировать посредством административного регулирования, а именно изменения ГОСТов, СНИПов и прочих нормативно-правовых актов в соответствующую сторону.
Не понравились ему и схемы финансирования научно-исследовательских работ в областях, связанных с нанотехнологиями, – они размывают средства по отдельным группам и коллективам, в результате чего теряется контроль и пропадает эффект синергии. Поэтому-то появился Роснанотех, который будет централизованно руководить финансированием.
Напоследок досталось и РАН – используемая ей схема организации научно-исследовательских работ, основанная на кластерной модели, была признана малоэффективной, поскольку не реализует в полной мере всех преимуществ междисциплинарного подхода. Поэтому в работе Роснанотеха будет использоваться другая схема, основанная на сетевой модели.
Тезисы оригинальные, а потому вызывают резонные возражения. Например, в первом случае, если ориентироваться только на отечественный рынок, есть существенный риск, что многомиллиардные вложения в нанотехнологии вообще никогда не окупятся. Второй тезис вроде бы и выглядит логично, но с учетом нашей специфики представляется скорее в мрачном свете – «не хотите сами в светлое будущее, так мы вас туда быстренько палкой загоним».
Но больше всего настораживает другое. В качестве первого этапа предполагается провести «инвентаризацию» состояния дел в области нанотехнологий, однако пока общение идет только с представителями крупных компаний и академическим сообществом, а интереса к небольшим компаниям-стартапам не наблюдается. А именно там, как показывает проводимый «Экспертом» «Конкурс русских инноваций», делают настоящие изобретение в этой области. Результаты пока очень маленькие, но по-настоящему инновационные. Впрочем, префикс нано— и не подразумевает глобализма.