Судебные приставы в Московской области вышли “на большую дорогу”: отныне на постах ГИБДД они отлавливают злостных неплательщиков штрафов и изымают у самых “упертых” имущество — к примеру, мобильники. Подобная практика, вероятно, вскоре будет применяться и в Москве. Подробности “штрафного эксперимента” разузнали наши корреспонденты.
ЦИФРА ДНЯ
82 млн. руб. — такова сумма неуплаченных штрафов за нарушения ПДД в Московской области только за 7 месяцев этого года, по которым пришлось возбуждать исполнительное производство.
Судебный пристав наделен теперь правом прямо на обочине наложить арест на имеющееся в машине имущество нарушителя: мобильный телефон, магнитолу, звуковые колонки и даже “запаску”. А то и поставить на прикол автомобиль в целом — правда, для этого нужно серьезно подставиться. Например, задолжать по банковскому кредиту или хронически не платить алименты.
Новая практика уже успела напугать автомобилистов. Так, в Химках, где в течение одного дня проводился эксперимент, к вечеру три должника сразу вспомнили про старые грехи и добровольно пришли сдаваться в службу судебных приставов.
Технология проста: под предлогом проверки документов водителя могут затормозить на любом стационарном посту ГАИ. Дежурящий тут же пристав пробьет по компьютерной базе, не заведено ли на гражданина исполнительное производство. Если таковое имеется — сливай воду.
Как разъяснили в подмосковной службе судебных приставов, чиновник, производящий арест имущества, оценивает его стоимость самостоятельно. Мобильник в его глазах может потянуть на 300 рублей, навороченная звуковая аппаратура — на тысячу, запасное колесо — на 200, ну и так далее. Арестованные в присутствии понятых материальные ценности “поступят затем для реализации в Российский федеральный фонд имущества”.
У законного владельца всех этих предметов остается два пути, чтобы не сказать им “прощай” окончательно.
Первое — нанять за свои кровные независимую оценку и попробовать потягаться с влиятельным ведомством.
Второе — заплатить штраф в сберкассе в течение 5 суток и предоставить квитанцию приставу. В этом случае ценности вернутся к хозяину.
— В соответствии с соглашением, подписанным с подмосковной ГИБДД, подобные проверки проводятся сейчас во всех муниципальных образованиях области, — заявили нам в областной службе судебных приставов.
“Со временем такие меры возможны и в столице, — сказали в ГИБДД Москвы. — Без сомнения, это очень удобная форма борьбы с должниками!”
КАК У ДРУГИХ?
В Красноярском крае совместные рейды сотрудников ГИБДД и судебных приставов проводятся уже 5 лет.
“Некоторые штрафники очень рады, что приставы сами приезжают. Ссылаются на сильную занятость, и с удовольствием отдают деньги, — объяснил пресс-секретарь краевого управления Федеральной службы судебных приставов Андрей Кабиров. — Но бывает, что ругаются матом и размахивают кулаками. В большинстве случаев конфискуется бытовая техника — она ликвидна”.
“У этих рейдов есть проблема: оценка собственности, — говорит Иван Смолин из Красноярского общественного движения автомобилистов. — Допустим, пристав решил отнять запасное колесо в счет уплаты долга, а как он докажет, что это колесо стоит именно столько?”
В Белоруссии на нерадивых водителей решили воздействовать морально. Вдоль дорог установят рекламные щиты с надписями: “Кто нарушает правила дорожного движения, у того мужское достоинство меньше”.
В Латвии нарушителей ПДД местные гаишники просят расплачиваться за нарушения... органами. Мол, раз не ценишь собственную жизнь, то стань донором — завещай свои почки или сердце трансплантологам.