Сентябрь — пора страды. Вслед за работниками подмосковных хозяйств в поля на сбор “урожая” выходят люди с лопатами и металлоискателями. Начитавшись приключенческих романов в духе Верна и Стивенсона, предприимчивые москвичи пускаются на поиски волшебных кладов и таинственных сокровищ. Осень, говорят они, — самое подходящее для этого время года.
Хобби на миллион
В комнате археолога Николая Иванова полным-полно трофеев. По углам расставлены старинные кувшины, на столе — огромный чугунный молот, на стенах вместо картин — военные каски периода ВОВ. Не хватает, пожалуй, только ларчика в стиле “Пиратов Карибского моря”. Вместо него имеется кое-что получше. Николай извлекает из-под стола небольшую шкатулку с узорами и демонстрирует мне ее содержимое — старинные монеты, пуговицы, осколки старой посуды.
— А что же вы их не продали? — интересуюсь я.
— Специалисты говорят, что такое сокровище ни на что не годится, — улыбается он. — На монетах орлы плохо проглядываются. Пуговиц в исторических музеях и так хватает. Осколки и подавно никого не интересуют.
Настоящий клад найти не так просто, говорят специалисты. Все поля исхожены вдоль и поперек. Многие искатели сокровищ на протяжении долгих лет довольствуются небольшими находками — пуговицами, керамическими вазами, гвоздями. Все эти вещи могут и не представлять какой-либо особой ценности. Но для кладоискателей они не просто безделушки. Это воспоминания о многочасовых экспедициях в погоне за удачей.
Сегодня кладоискательство из доходного дела превратилось в распространенное хобби. Благо раздобыть лопаты и металлоискатели не составляет никакого труда: только в Интернете магазинов, торгующих всяческой утварью для искателей сокровищ, насчитывается 20 штук.
— Понимаете, это как рыбалка, ну или охота, — говорит кладоискатель со стажем Сергей. — По большому счету то, чем мы занимаемся, — такое же увлечение. Выбираешься на свежий воздух, поближе к природе. Просто кто-то всю жизнь ловит рыбу в надежде поймать огромного леща, а кто-то ищет клады, мечтая откопать настоящий раритет.
Где копать евро?
Раритеты находятся порой в совершенно неожиданных местах и на первый взгляд могут не представлять из себя ничего примечательного.
— Однажды в одной из городских школ проводили ремонт, — делится опытом кладоискатель Александр. — Рабочие сняли первый слой полов, чтобы постелить новый линолеум. Между досками в основании пола ремонтники обнаружили целый склад фантиков от конфет. Школьники ели эти сладости на уроках еще в конце XIX века. Фантики они прятали между досками, по всей видимости, для того, чтобы учитель ничего не заметил. Эта коллекция конфетных оберток оказалась самой полной и большой в России. Нашедшие получили взамен нее целое состояние.
Впрочем, случается и наоборот: клад вовсе не имеет исторической ценности, но тем не менее приносит нашедшим вполне ощутимую прибыль.
— Как-то раз наши знакомые отправились на поиски в заброшенную деревню, — рассказывает Сергей. — Прошлись по лесу, дошли до какой-то опушки, и тут металлоискатель выдал очень хороший, четкий сигнал. Стали копать — обнаружили современную банку от кофе. Чуть было не выбросили, но все-таки решили открыть. Внутри было спрятано несколько тысяч евро. Может, кто-то припрятал заначку от жены, а может, зарыл до лучшей поры.
Но итог один: клад был обнаружен и счастливые искатели оставили его себе.
Охотники за прошлым
— Условно кладоискателей сегодня можно разделить на три большие группы, — говорит Александр. — Первая — это те, кто работает на месте военных действий и изучает землю на предмет наград, ненайденных останков.
Ко второй группе можно причислить тех, кто заинтересован исключительно в поиске драгоценностей. Для них совершенно неважно, имеет клад какую-то историческую ценность или нет (чаще всего они встречаются на пляжах, в местах массовых скоплений людей). И третья, наиболее малочисленная группа, — люди, которые ищут не просто драгоценные металлы, а артефакты — то есть вещи, имеющие свою историю и представляющие огромный интерес для ученых.
Впрочем, соглашаются археологи, различать кладоискателей можно и по другому принципу: одни копают и работают исключительно с землей, другие ищут клады на ее поверхности.
Копатели, кстати, сегодня уходят все дальше за пределы Москвы.
— Если хочешь что-то найти, нужно побывать там, где в буквальном смысле не ступала еще нога ни одного кладоискателя, — говорит Николай Иванов. — Именно поэтому территория поиска москвичей постоянно расширяется. Многие кладоискатели уходят за пределы Московской области. Впрочем, для начинающих вполне сгодится и поле где-нибудь в Бутове. Сокровищ там, конечно, не отыщешь. Зато можно наткнуться на пару медных монет и старинных бутылок.
За одну монету — если она представляет большой нумизматический интерес — можно выручить от 5 до 1500 долларов. Однако будьте готовы к тому, что большая часть монет на продажу не пойдет: как правило, длительное нахождение в земле плохо сказывается на внешнем виде таких находок. Стеклянные бутылки, пролежавшие в земле не один десяток лет, тоже ценятся: если вам повезло откопать непобитый экземпляр, можете получить за него 500—5000 рублей, а то и больше.
На чердаке, да не в обиде
Некоторые искатели сокровищ трудятся в городе — они не привыкли выезжать на природу. Да и столичные клады привлекают их гораздо больше. Далеко ходить не надо: городские кладоискатели лазают в основном по чердакам старинных домов, сохранившихся в центре города, за что, собственно, их и прозвали чердачниками.
— Практически все московские дома уже разорены, — говорит археолог Александр. — Многие чердаки трансформировались в пентхаусы или были перестроены во время генерального ремонта. Но все-таки чердаки, на которых можно отыскать вещи сталинской эпохи, еще остались.
Если вы нашли старый сервиз или граммофон, коллекцию раритетных статуэток — значит, вам повезло. За эти вещи можно выручить неплохие деньги. Чашки с тарелками можно продать и за 30 тысяч рублей. Но еще больше ценятся среди кладоискателей тайники с оружием. Некоторые советские граждане хранили дома пистолеты и ножи, которые остались у них с войны, — разумеется, их тоже отправляли на чердаки. Их стоимость может варьироваться от 1000 долларов и до нескольких сотен тысяч.
Богатство с книжной полки
Несмотря на то что поиск кладов — это в большей степени хобби, нежели источник дохода, к организации экспедиций искатели сокровищ подходят со всей ответственностью.
Прежде чем отправиться на поиски клада, каждый копатель составляет собственную карту. С виду это обыкновенный атлас, но внутри — настоящий пиратский путеводитель. Крестиками, кружочками и квадратиками здесь обозначены “золотые жилы”. Для того чтобы раздобыть ценные сведения и накидать примерный список мест, в которые стоит заглянуть, искатели сокровищ проводят не один день с книгой в руках.
— Большая часть работы кладоискателя проходит не непосредственно на месте поиска, а, как это ни странно, в архивах библиотек, — рассказывает археолог Александр. — Главное — хорошо подготовиться, чтобы знать, где искать клад. Выйти за ним в чистое поле — все равно что пытаться найти иголку в стоге сена.
Если вы собираетесь на серьезные поиски и рассчитываете найти нечто большее, чем пару старинных монет, придется покорпеть над старыми книгами и документами в общественных библиотеках — например, Ленинке или Исторической библиотеке. В большей степени вас должны интересовать те места, где раньше проходили торговые пути или есть заброшенные деревни. Естественно, там шансов откопать зарытый кем-то клад гораздо больше, чем в обычном поле.
По следам бывалых
Доступ в некоторые архивы открыт не всем. Есть документы, которые разрешено изучать только профессиональным археологам или студентам исторических вузов. Но местность вполне можно изучить и по историческим справочникам, со слов местных жителей.
Еще один источник, к которому обращаются кладоискатели, — Всемирная паутина. Впрочем, некоторые специалисты недоверчиво относятся к информации, которая хранится в Сети.
— В Интернете за приемлемые деньги можно приобрести так называемые карты кладоискателя, — рассказывает кладоискатель Николай Иванов. — Беда в том, что практически все места, изображенные на этих картах, давно изучены не одним десятком людей. Конечно, бывает такое, что там, где не заметил первый, заметит второй, но это большая редкость. Поэтому путешествовать в поисках клада по этим местам часто не имеет смысла: все самое ценное уже найдено.
Любишь копать — люби и ямки закапывать
На Западе люди с металлодетекторами — обычное дело. Некоторые американцы, живущие рядом с пляжами, например, так зарабатывают себе на хлеб: ищут драгоценные вещи — часы, кольца, цепочки, потерянные невнимательными отдыхающими. В Великобритании кладоискательство введено в некотором смысле в ранг официальных спортивных развлечений — как крокет или футбол, например. Искать клады и в той, и в другой стране не возбраняется. А в Англии этому еще и всячески способствуют: в этой стране у нашедшего государство готово выкупить находку по ее рыночной стоимости.
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться российским кладоискателям, — получение разрешения на проведение поисковых работ.
— Обычно, если мы собираемся копать почву около населенных пунктов — например, в тех местах, где рядом с заброшенной деревней соседствует действующая, — всегда спрашиваем разрешения у местных жителей, — говорит Сергей. — Как правило, договариваемся без проблем. Главное — закапывать за собой все ямы: это первое правило цивилизованного кладоискателя.
С металлоискателем по пляжам ходить никто пока не запрещал. Дело это достаточно прибыльное. Поговаривают, что на Черноморском побережье, например, существует целая корпорация “поисковиков” с металлодетекторами, которые уже давно поделили между собой весь пляж. Так что, попав туда, можете вполне нарваться на разъяренных конкурентов.
Почем жизнь кладоискателя
Кладоискательство — хобби не только прибыльное, но еще и затратное. Основное оружие копателя, что бы его ни интересовало, — металлодетектор. Серьезные модели обойдутся вам никак не меньше 13 тысяч рублей.
Совсем простенький вариант — от 5 до 10 тысяч “деревянных”. “Видят” такие приборы не больше чем на 30—40 см вниз — то есть то, что зарыто глубже, вы вряд ли сможете обнаружить, если это только не какой-нибудь крупный предмет.
— По первости любой сигнал воспринимаешь как чудо, — говорит Сергей. — Кроме того, плохо различаешь, какому сигналу стоит доверять, а какому нет. Я, например, в одном из первых своих походов уловил очень четкий сигнал… Подумал, что внутри какой-нибудь ларчик с добром. А это просто-напросто оказался огромный лист железа, непонятно как попавший в землю.
— Если выбирать между отечественными и зарубежными моделями металлодетекторов, то надо отдать должное отечественным производителям, — говорит Анатолий Калмыков. — При сопоставимых характеристиках они дешевле импортных аналогов. Но настройка наших приборов производится практически вручную. У новичка с этим могут возникнуть проблемы.
Металлодетектор требует ухода и чистки. Для приборов даже существуют сервис-центры. Уход за любимым другом два раза в год обойдется вам в 400—500 рублей.
Без такого необходимого инструмента, как лопата, копателю также не обойтись.
— Обычная садовая лопата быстро ломается, — говорит Анатолий. — Поэтому покупать надо хорошую. Самая простая — 300 рублей. Складной вариант — около 1700 “деревянных”. Ценятся лопаты финских производителей. Наши тоже подойдут.
Отправляясь в экспедицию, не лишним будет взять с собой фонарик и атлас местности. Все это может обойтись от 200 до 600 рублей. Система спутниковой навигации — так называемый электронный атлас с фотографиями из космоса, который сам определяет ваше местонахождение, — обойдется еще в 10—20 тысяч рублей.
СПОРТИВНЫЕ КЛАДЫ
Городские кладоискатели создали собственную игру под называнием геокешинг (geo — земля и cash — наличные). Она сильно напоминает знакомое всем нам с детства спортивное ориентирование. Один кладоискатель закапывает “сокровище” где-нибудь в пределах города, дает подсказки своим коллегам, и те ищут клад — не из корыстных соображений, а просто так — из спортивного интереса
ЗОЛОТАЯ ЖИЛА
Некоторые предприимчивые москвичи используют металлодетекторы для того, чтобы в буквальном смысле этого слова добывать из земли черные и цветные металлы. За килограмм такого “мусора”, выкопанного из земли, можно выручить неплохую сумму в пункте приема металлов — поговаривают даже, что на этом многие люди успевают сколотить состояние
ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ!
Существует отдельная каста кладоискателей — “черные копатели”. Они пренебрегают всеми законами и устраивают раскопки на местах боевой славы и археологических памятников, не имея на то разрешения. “Черных копателей” интересует в первую очередь старое оружие и взрывчатые вещества, которые они перепродают на черном рынке
Арсенал кладоискателя
Лопата 300—1700 руб.
“Продвинутый” металлодетектор 13—30 тыс. руб.
Металлодетектор для новичков 5—6 тыс. руб.
Набор “фонарик + атлас” 200—600 руб.
Чистка металлодетектора 400—500 руб.
Система спутниковой навигации 10—20 тыс. руб.
Сколько можно выручить за удачную находку
Изделия из черного металла 100—150 руб./кг
Изделия из цветного металла 150—200 руб./кг
Золото 600—1000 руб./г
Старый сервиз 30 тыс. руб.
Целая бутылка 500—5000 руб.
Старинная монета 5—1500 долл.