В Novamente создана самообучающаяся система искусственного интеллекта Cognition Engine, предназначенная для использования в распределенных сетях. В ней используются принципы вероятностной логики, технологии Мeta-optimizing semantic evolutionary search (MOSES) и Probabilistic Logic Networks.
Авторы Cognition Engine считают, что благодаря общению с «жителями» виртуальных миров, управляемых реальными людьми, система получит широкие возможности обучения и, следовательно, развития интеллекта. Управляемые Cognition Engine «гуманоиды» уже обитают в 3D-мире виртуальной реальности AGISim (Artificial General Intelligence Sim), специально созданном для изучения искусственного интеллекта. Скоро Cognition Engine появится в Second Life и других 3D- и 2D-виртуальных мирах и онлайновых многопользовательских ролевых играх.
Как считает Бен Герцель (Ben Goertzel), исполнительный директор и ведущий разработчик Novamente, появление в Second Life множества говорящих попугаев, управляемых Cognition Engine, может улучшить их способность говорить. В программу попугаев будет заложена потребность в «пище», а от их способности произносить слова внятно и понятно будет зависеть вероятность того, что их «накормят». Это создаст им стимул интенсивно обучаться говорить.
Несмотря на то, что многие обитатели виртуального мира будут учить попугаев не тому, что ждут разработчики (например, непристойным выражениям), общий результат будет положительным, говорит Бен Герцель. При этом эффект, оказываемый на Cognition Engine в целом, будет подобен эффекту Wikipedia и других систем, где базы знаний создаются коллективными усилиями.
Виртуальные миры более пригодны как «полигон» для создания искусственного интеллекта, чем реальные. Реальный мир менее предсказуем и пока слишком сложен для восприятия системами искусственного интеллекта. Искусственный интеллект, пока еще не вышедший из «детского возраста», нуждается в соответствующем по уровню развития окружении, считают разработчики Cognition Engine.