Чистых жанров практически не осталось. А если таковые и встречаются, то, кроме искреннего недоумения, ничего не вызывают – скучно и предсказуемо. Наиболее интересные достижения возникают как раз на стыке и смешении стилей.
Торжество эклектики – знак нашего времени и плавильный котел для рождения новых жанров, которые со временем находят себе названия. И в свою очередь устаревают. Это бесконечное движение, и, несмотря на известный «кризис жанра», нас ждет еще много любопытных открытий.
Фантастика и ужастик – хороший коктейль, сильно бьет по мозгам. Вопрос в том, как смешивать ингредиенты. Обзор фильмов подобного рода – в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.
«Факультет» (14 ноября, среда, СТС, 21.00) – 10/10
Жанровый шедевр Роберта Родригеса, снятый в 1998 году, один из тех фильмов, которые тянет пересматривать. Должно быть, многие учащиеся школ подтвердят, что их преподаватели – такие же мутанты, как и изображенные в фильме, и в этом его непреходящая актуальность. Многие мотивы – самый слабый оказывается самым проницательным, недруги объединяются перед лицом смертельной опасности, неизвестно, кто из окружающих тебя инопланетный гад, – настолько крепко сработаны, что кажутся уже своего рода архетипами.
«Бездна» (18 ноября, воскресенье, Первый канал, 00.40) – 9/10
Фильм Джеймса Кэмерона, снятый в 1989 году. Все ниже, и ниже, и ниже стремится экспедиция водолазов. На самой-самой глубокой глубине находится самое-самое страшное существо, которому уничтожить наш мир проще простого. Понятно, что бездна – метафора нашего подсознания, которое таит в себе жутких монстров, смертельно опасные тайны и неинтегрированные страхи.
Воплощение этих образов и пути к ним – что составляет отдельный психотерапевтический процесс – вполне может быть выражено и в форме вот такого кинематографического зрелища. В этом контексте все сюжетные ходы – поиски затонувшей подлодки с ядерными зарядами, встреча с инопланетной цивилизацией – выглядят не более чем развернутой иллюстрацией к поискам Тени во внутренней глубине. Отметим, что после «Чужих» и «Терминаторов» режиссера Кэмерона явно тянет к водной стихии – вспомнить хотя бы его «Титаник».
«Лох-Несс» (15 ноября, четверг, НТВ, 19.35) – 7/10
Фильм Джона Хендерсона, снятый в 1995 году. Тоже про чудовище, живущее в глубоких водах шотландского озера. Если это и ужастик, то очень пушистый, для семейного просмотра. Ужас – не в Несси, а в том, что ее обидят плохие люди. Оказывается, доисторические зверьки очень милые и дружелюбные, они быстро подружились со случайно обнаружившими их детьми. Да и доктор, верящий в Несси, но вынужденный из-за денег опровергать ее существование, тоже вскоре убедится в своей невозможной правоте. Но когда тайну знают трое – это уже не тайна, а информация. Что ставит под сомнение возможность Несси выжить в мире, который не просто поверил в нее, а убедился в ее материальности.
«Люди под лестницей» (15 ноября, четверг, СТС, 21.00) – 7/10
Уэс Крейвен на ужастиках собаку съел (бешеную? Баскервилей?), достаточно вспомнить его знаковые для этого жанра фильмы «Кошмар на улице Вязов» и «Крик». Фильм, о котором идет речь, снят в 1992 году, в этот период режиссер еще набирал силу и набивал руку. «Люди под лестницей» не так искусны, как более поздние ленты, они проще и безыскуснее, но смотреть их так же интересно.
Дурной дом, в котором происходят странные и страшные вещи, непременно должен приманить кого-то очень любопытного. Таковым оказывается десятилетний мальчик, и мы, делая поправку на открытость детского сознания потоку кошмаров, увеличиваем таким образом податливость нашего восприятия. Многие «ужасности» фильма вполне детские, равно как и реакции на них (а я между стеночками спрячусь), что делает зрелище еще и слегка крышесносным для взрослого зрителя.
«Дом ночных призраков» (18 ноября, воскресенье, «ТВ Центр», 00.35) – 6/10
Фильм Уильяма Мэллоуна, снятый в 1999 году. Очень стильное кино, всем сестрам по серьгам, что называется. Есть детективная интрига, есть ужасы, весьма эстетские, что не исключает (наоборот!) их «кровавости». Типичная игра со зрителем, ставшее хорошим тоном подмигивание искушенному киноману и честная «пугалка» для новичка. Сюжет тоже очень изощренный. Сначала нас пичкают ретросадизмом, потом действие переносится в современность, на то же место действия.
Полубольница-полуконцлагерь, активно функционировавшая в 30-е годы, теперь стала парком развлечений для желающих пощекотать себе нервы. Его хозяин (Джеффри Раш) приглашает гостей на аттракцион длиной в ночь. Кто выживет – получит миллион. Одним из гостей оказывается бывший владелец клиники. То, что происходит дальше, зашкаливает за пределы как возможных поворотов интриги, так и за границы вкуса. Что, впрочем, не мешает досмотреть фильм до конца. Среди коллектива продюсеров этого зрелища – знаменитый кинорежиссер Роберт Земекис.
«Глубина» (16 ноября, пятница, СТС, 00.00) – 6/10
Еще один фильм про глубокоподводные приключения. Снял «Глубину» Дэвид Туи в 2002 году. Соревноваться с фильмом Кэмерона «Бездна» ему тяжеловато, но сюжет позволяет передвигаться по пространству фильма довольно свободно, в первую очередь не из-за спецэффектов, а благодаря психологической прорисовке характеров.
Женщина на борту – дурная примета, а если это борт подлодки – вдвойне дурная. Стоило экипажу субмарины спасти англичан с затонувшего корабля – действие происходит во время Второй мировой войны, – как на подлодке начинает твориться черт знает что. Неизбежная клаустрофобия лишь усиливает напряжение рвущихся наружу страхов – закон эзотерической физики, против него не попрешь.
«Дракула 2000» (13 ноября, вторник, ТВ3) – 6/10
Патрик Луссьер занимался монтажом таких известных ужастиков, как «Кошмар на улице вязов – 7», второй и третий «Крик» и продолжение «Хеллоуина». В «Дракуле 2000» он выступает как режиссер, фильм снят – правильно, аккурат в 2000 году. Действие, само собой, тоже перенесено в современность, где мы встречаем правнуков героев Брэма Стокера.
Сюжет осложняется, таким образом, своеобразными кармическими наслоениями, тяготеющими как над положительными, так и над отрицательными персонажами фильма. Разрыв в сотню лет ничего не меняет в глобальном раскладе, разве что вампиры на фоне постиндустриальной цивилизации выглядят куда более неадекватно, чем в викторианскую эпоху. В фильме звучит музыка Мэрилина Мэнсона, а одним из исполнительных продюсеров выступил сам Уэс Крейвен.
«Поле битвы – Земля» (12 ноября, понедельник, ТНТ, 15.25) – 5/10
Фильм Роджера Кристиана, снятый в 2000 году. Продюсер и исполнитель главной роли – Джон Траволта.
«Поле битвы – Земля» снят по фантастическому произведению Рона Хаббарда, основателя скандально известной сайентологии, к которой Траволта давно тяготеет, так что в этом фильме для него есть личный интерес, дело чести, так сказать.
Но пусть с сайентологией разбираются адепты, церковь и полиция, нас интересует фильм.
Фантаст из Хаббарда не бог весть какой, лента тоже явно не шедевр, хотя один раз посмотреть можно.
Наверное, фильм больше удивляет, чем занимает, – серьезность, с которой Траволта подошел к своей задаче, была явно излишней.
Фильм о борьбе непокорных землян против демонов-поработителей – зрелище немудреное, вполне внятное для учащихся средних классов.