Художник и писатель Мартин Нарозник (Martin Naroznik) из Ванкувера открыл свою выставку в космическом центре Джонсона (Johnson Space Center).
Это выставка цветов. Точнее, фантастических картин, изображающих разумные цветы, плавающие среди звёзд. Какая тут связь с агентством NASA, предоставившим кров выставке?
Для Нарозника его проект — не просто фантазия, но серьёзная попытка прогноза, отталкивающаяся от нынешних достижений в разных областях знания.
Для NASA — это способ привлечь к космической отрасли внимание молодёжи, увлекающейся фантастическими сагами о космических путешествиях и звёздных войнах.
Нужно сразу сказать, что один из менеджеров центра Джонсона, Селина Дакеши (Celina Ducceschi), организовавшая выставку, заявила: "Космические цветы Нарозника никогда не будут работать. Но они раскрепощают ваше воображение".
Причём, по словам Селины, это относится не только к подрастающему поколению, посещающему центр, но и к инженерам NASA.
Колония цветов Inkigo. Различные части этого полуразумного робота-растения идут в пищу людям, поставляя богатый выбор вкусов и улучшая здоровье (иллюстрация с сайта spacebloom.net).
Сам художник выставляет свой проект в качестве гуманной и доброй альтернативы распространённым негативным образам будущего, заполненным сражениями, машинами для уничтожения планет, восставшими роботами или вырвавшимися из под контроля вирусами.
И представляется-таки, что скептическое отношение Дакеши в отношении реализуемости "цветов" — слишком категорично. А потому пора посмотреть на "изобретение" канадца поближе.
Несколькими месяцами ранее Нарозник выпустил книгу о космических цветах и запустил соответствующий сайт. Это не роман, а скорее справочник, словно перенесённый к нам из конца XXIII века.
С помощью компьютерной графической программы автор "спроектировал" великое множество разновидностей космических цветов, поперечником от полуметра до нескольких метров.
Тут нужно добавить, что помимо эффектных электронных "полотен", показывающих цветы в их среде обитания — космосе, у Нарозника есть и чертежи, а также детальные описания устройства и принципов работы цветков, конечно, изобилующих невозможными сейчас элементами.
Oofka – крайне редкий цветок. Однако о любых трудностях при его поиске забываешь, едва его синие ягоды тают во рту – они содержат мощные релаксанты. При подлёте к цветку необходимо послать компьютерный шифр, чтобы это киберсущество подпустило к себе и позволило сорвать его плоды (иллюстрация с сайта spacebloom.net).
Самое интересное, что нельзя сказать уверенно: космические цветы — это машины или живые существа. Во всяком случае, они обладают неким интеллектом (если не человеческим, то животным), двигаются, растут, питаются и размножаются, используя солнечный свет, межзвёздные газ и пыль, а в состав этих созданий входит органика.
При их проектировании люди использовали нанотехнологии, биоинженерию, системы искусственного интеллекта и прочее, прочее, прочее, что сейчас только-только "выходит из пелёнок", фантазирует Нарозник.
Любопытно, что цветы-биороботы не просто красивые обитатели Вселенной, но и поставщики людей.
Что же люди получают от цветов? Пищу и напитки, сильнодействующие на организм нектары и парфюмерные ароматы, лекарства и незаконные наркотики, а ещё — материалы для изготовления различных предметов обихода.
Elpae – этот бионико-электронный цветок содержит съедобные части, однако, при установлении надлежащей связи, позволяет использовать себя как сверхбыстродействующий процессор (иллюстрация с сайта spacebloom.net).
Elpae – этот бионико-электронный цветок содержит съедобные части, однако, при установлении надлежащей связи, позволяет использовать себя как сверхбыстродействующий процессор (иллюстрация с сайта spacebloom.net).
Выращивание обычных растений в качестве пищи стремительно падает — дрейфующие в космосе цветы оказываются выгоднее. Люди превращаются в "пчёл", живущих на даровом нектаре — цветы ведь размножаются сами.
Проект художника видится важным симптомом. Не зря же Грегори Моне (Gregory Mone), писатель и автор статей в журнале Popular Science, пишет, что NASA иногда консультируется с фантастами.
О том, что писатели часто весьма "удачно" предсказывают будущее — говорили много и не раз. Подлодки и лазеры, геостационарные спутники и роботы-андроиды… Нужно ли пояснять, где впервые они "появились".
Ну, хорошо. Всё это весьма банально. А что можно сказать о нынешней фантастике (научной или той, которую с некоторой натяжкой можно отнести к научной) и её прогнозах?
С одной стороны, налицо кризис. Подлинно научной фантастике всё сложнее конкурировать за сердца читателей с фэнтези и прочими сказаниями о ведьмах, магах или рыцарях.
С другой стороны, родилась и идёт в гору необычная линия фантастических произведений, повествующих о мире после Сингулярности (Singularity).
Это понятие и саму идею ввёл в обиход американский писатель-фантаст, программист и профессор университета Сан-Диего — Вернор Виндж (Vernor Vinge).
Doogmint – этот цветок имеет реактивный двигатель, позволяющий ему активно искать пищу. При помещении в искусственную среду обитания космических поселений – перерабатывает загрязнения, а также позволяет подключаться к своей энергосистеме (иллюстрация с сайта spacebloom.net).
По Винджу, мы переживаем период беспрецедентного технологического и научного прогресса. Когда-нибудь, возможно, очень скоро, скрещивание областей типа искусственного интеллекта и биотехнологии, скачкообразно переместит человечество на новый уровень развития.
С этого момента — Сингулярности — мир будет столь же отличен от сегодняшнего, как наш — от Каменного века.
Целая плеяда авторов развила идею Винджа в нескольких романах, живописующих, к примеру, чистые интеллекты людей, несущиеся почти со скоростью света к другим звёздам, будучи "заключёнными" в нанотехнологические электронные схемы, наполняющие космический корабль, размером с банку содовой.
За эволюционным развитием последует резкий переход количества открытий в качество, полагают авторы этих произведений. И точно предсказать, во что это всё выльется — невозможно.
Самые безумные фантазии могут оказаться бледным подобием реальности. И даже нельзя уверенно сказать, произойдёт ли этот резкий переворот в 2110 или 2014 году.
Виндж полагает, что ключевым моментом станет дата, когда интеллект машин превзойдёт человеческий, однако подчёркивает, что свои прогнозы обосновывает развитием множества областей.
Может оказаться, что Нарозник слишком поосторожничал, отнеся создание первого космического цветка на середину XXIII века.
"Мы смотрим в полосу тумана над морем, — говорит англичанин Чарльз Стросс (Charles Stross), автор нескольких романов о мире после Сингулярности. — И мы буквально не знаем, куда мы идём, знаем только, что мы идем туда очень быстро".