Тбилиси обвиняет Москву в стягивании войск к границам Южной Осетии
В Южную Осетию перебрасываются дополнительные подразделения российских войск, вновь уверяют грузинские власти. Ранее СМИ Грузии сообщили о переброске в Ахалгорский район республики Южной Осетии воинских частей, а позже эту информацию журналистам подтвердил министр иностранных дел Григол Вашадзе. При этом он отметил, что подобные передвижения временны, и войскам придется вернуться на свою территорию. Официальный представитель Минобороны заявил Интерфаксу, что российские войска не предпринимали никаких действий по наращиванию силы в приграничных районах Южной Осетии и назвал заявления грузинских СМИ и политиков провокацией. Чем вызвано очередное обострение российско-грузинских отношений, и что за этим последует, рассуждает политолог, президент Института Национальной Стратегии Станислав Белковский.
«СП»: – Станислав Александрович, как оценить эту вспышку противостояния?
– Налицо информационно-психологическая война между Россией и Грузией, которая нарастает в преддверии учений НАТО,которые, как известно, начнутся на территории Грузии 6 мая. Эти учения болезненны для Кремля – не только фактом своего проведения на территории Грузии, но и тем, что в них участвуют ряд стран СНГ. В частности, Армения и Азербайджан, которые номинально по-прежнему считаются друзьями России, и в отношении которых Российская Федерация претендует на статус главного модератора Карабахского конфликта.
«СП»: – Какие последние шаги России в этом направлении?
– Не будем забывать о недавних визитах в Москву президентов Армении и Азербайджана, которые сопровождались дружескими объятиями между ними и президентом России Дмитрием Медведевым. Однако на практике эти страны показывают, что гораздо больше готовы к вовлечению в военно-политическую орбиту США, нежели к стратегическому альянсу с Россией.Это, в свою очередь, наносит серьезный удар по культивируемому сегодня Кремлем мифу о росте российского влияния на постсоветском пространстве. И показывает, что Соединенные Штаты, как глобальная держава, уже не нуждается в России как в посреднике в бывшем СССР.
«СП»: – И заявления вокруг учений призваны продемонстрировать, что это не так?
– Кремль вынужден прибегать к жесткой риторике, направленной против учений – чтобы отвлечь внимание, в первую очередь, внутренней аудитории, русского народа, от того, что реально происходит.
Соответственно, и грузинская сторона пытается использовать ситуацию, в том числе состоявшиеся на прошлой неделе подписание Россией, Абхазией и Южной Осетией договора о совместной охране границ с тем, чтобы вновь привлечь внимание к якобы имеющимся агрессивным планам России и укрепить поддержку нынешнего грузинского режима со стороны США и Евросоюза. Тем более, на протяжении последних восьми месяц эта поддержка неуклонно сокращалась, и сегодня уже не только в Европе, но и в США, растет число тех, кто не разделяет точку зрения о российской агрессии, и склонен полагать, что виновником войны в августе 2008 года, и поражения Грузии в ней, является президент Саакащвили.
«СП»: – Могли ли быть передвижения со стороны наших войск?
– Я не исключаю, что – теоретически – какие-то передислокации российских войск могли иметь место, однако Россия совершенно точно не готовится к вторжению в Грузию, к новой войне. В этом смысле все подобные выпады с обоих сторон относятся исключительно к области пиара и пропаганды, а не реальной военной политики.
«СП»: – Эта пиар-кампания будет продолжена?
– Безусловно, информационная война между Россией и Грузией идет достаточно жестко. И будет продолжаться до тех пор, пока президентами двух стран остаются Саакашвили и Медведев. То есть еще, по меньшей мере, несколько лет.
«СП»: – То есть Саакашвили в ближайшее время однозначно не уйдет?
– Я бы не стал употреблять слово «однозначно», однако у меня есть очень большие сомнения в том, что Саакашвили уйдет. Добровольно он это точно не сделает: это не тот лидер, который по собственной воле добровольно готов отдать власть. А давление со стороны грузинской оппозиции пока не кажется мне столь серьезным, чтобы принудить нынешнего грузинского президента к отставке.
Как Россия оценивает учения НАТО в Грузии
30 апреля, в Кремле Дмитрий Медведев встретился с коллегами из Абхазии и Южной Осетии Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты. Президенты подписали двусторонние соглашения о совместных усилиях в охране государственной границы. Охрана границ будет предполагать совместное финансирование и совместное несение службы.
В Абхазии и Южной Осетии создадут пограничные управления, которые будут являться подразделением полномочного органа России. В подписанных документах отмечается, что югоосетинская и абхазская стороны до формирования органов пограничной охраны в своих республиках в интересах обеспечения собственной безопасности и безопасности РФ делегируют российской стороне полномочия по охране госграницы.
- Наша задача - обеспечить долгосрочный мир в регионе, люди устали жить в страхе, - отметил Медведев после подписания соглашений.
Зашла речь и о военных учениях НАТО, которые должны пройти с 7 мая по 1 июня на грузинской базе Вазиани в 20 км восточнее Тбилиси. В учениях примут участие 17 стран, причем не только члены НАТО, но и Армения, Азербайджан, ОАЭ. К маневрам будет привлечено около 1300 военных. Позиция России, которой тоже предлагали присоединиться к учениям, остается неизменной. Медведев в очередной раз жестко раскритиковал планы Североатлантического Альянса.
- Учения НАТО в Грузии, как бы не пытались нас убедить в обратном наши западные партнеры, являются откровенной провокацией. Нельзя проводить военные учения там, где относительно недавно была война. Возможны негативные последствия этих решений, - отметил президент.
(По материалам сайта www.kp.ru)
http://svpressa.ru/issue/news.php?id=8178