Российские мусульмане утверждают, что их общины не способны были совершить теракты в метро
Одной из главный версий взрывов в столичном метро в понедельник уже считается теракт мусульман-фанатиков. Возможно, бомбистками стали шахидки; следствие уже располагает данными с видеокамер слежения и объявило в розыск двух женщин, предположительно сопровождавших смертниц.
На вопрос «СП» о возможных причинах, которые могли толкнуть мусульман на теракт, ответил муфтий Москвы и Московской области шейх Махмуд Велитов:
- Мусульмане России гневно осуждают кровавые теракты в московском метро. Всем известно, что священный Коран, как и Сунна, запрещает губить людей. Кто погубит душу, погубит всё человечество, говорит Писание.
Верующий никакой веры не может быть террористом, экстремистом. Учение Всевышнего говорит прямо и открыто о запрещении убийства. В одной из самых известных сур Пророка запрещается «притеснение» по отношению к себе и своим ближним.
Мы разделяем чувство горечи и утраты по поводу произошедшей трагедии. Мы соболезнуем семьям погибших, а тем, кто получил телесные и душевные ранения, искренне желаем скорейшего выздоровления.
Вообще, мы считаем, что у мусульман сейчас нет повода быть недовольными государством. Жизнь налаживается, в том числе там, где была война: в Чечне, в Ингушетии. Нельзя сказать, что плохо работает и милиция: все, что нужно было делать, чтобы свести вероятность теракта к минимуму, делалось.
Но я бы сказал, что на общественный климат особенно среди молодежи, нужно смотреть немного жестче: чтобы люди не слонялись без дела, чтобы шли учиться. Кстати, террористы показали свою ненависть к работающим и учащимся, к нормальным людям: ведь взрыв прогремел, когда в Москве люди ехали на работу, на учебу.
Некоторые специалисты по исламу при этом уверены, что теракты были организованы не самими фанатиками, а более могущественными, но остающимися в тени организациями. Такого мнения, например, придерживается философ и политолог Гейдар Джемаль:
- Вся эта ситуация будто бы возвращает наше общество на чуть более чем 10 лет назад. Тогда в Москве, Волгодонске и Буйнакске прогремело несколько разрушительных взрывов, они предшествовали двум выборным кампаниям. Тогдашний – и нынешний – премьер пришел в президентское кресло после этих терактов, с девизом «Мочить в сортире». Главная задача двух сроков его президентства – победа над Северным Кавказом. Сейчас можно спросить - где же плоды этой победы?
Еще раз подчеркну: анализируя причины этого теракта, надо искать связь с тем форматом политической жизни, который был 10 лет назад. Обостряется борьба политических сил внутри вертикали власти и, в частности, война силовиков друг с другом. Например, милиция сейчас фактически подчинена ФСБ, и, понятно, не все любят это подчинение и не все его приемлют. Столь откровенный выбор места проведения терактов – Лубянка – как будто специально показывает чекистам: вот какие дела происходят у вас под носом! Как будто кто-то очень хочет сказать ФСБ-шникам: зачем вы нужны?
Уверен, что сейчас нужно внимательно изучить вопрос – «кому выгодно» сотрясение обстановки в политическом раскладе большой России? Кроме того, нелишне будет посмотреть на реакцию разных сил на этот теракт. После такого события, думаю, будут политические решения и последствия – по ним-то и можно вычислить, зачем и кому это было нужно.
Что касается версии с исламистами-смертниками – то это отморозки, их всегда можно найти для такого дела. Но ведь отморозки могут быть лишь исполнителями. Организовать операцию фанатикам не по силам: нужна серьезная «крыша». Самодеятельность здесь невозможно: даже фильм о таком теракте, и тот не получится снять без профессиональных организаторов. А уж совершить теракт на деле… Нет, за фанатиками всегда стоит политический заказ, интерес, чья-то властная воля.
Можно, конечно, как говорят американцы, «искать на уровне корней травы» и со скорбными лицами думать, как нам бороться с исламским терроризмом. Но это – чистая дезинформация и пропагандизм. Совершенно понятно, что виновников терактов надо искать среди могущественных и организованных структур. Причем решающая команда поступила с самого верха такой структуры – ни один из низших или средних людей в иерархии не возьмет на себя такую ответственность. Тут налицо отлаженный и привилегированный механизм.
Корреспондент СП также обратился за комментариями на кафедру философии религии и религиоведения МГУ им. Ломоносова. Однако, по словами одного из сотрудников, на кафедре исследованиями в области исламистики, в том числе шахидизма, никто не занимается.
Валерия Порохова, эксперт-исламовед, автор современного перевода Корана:
«Когда сообщили о терактах, я почти сразу предположила: это сделали убитые горем кавказские женщины. Только что совершились важные спецоперации на Северном Кавказе, погибло несколько десятков боевиков. В Дагестане были мощные «зачистки», особенно значительная контреррористическая операция прошла в Нальчике (Кабардино-Балкария), где люди весьма темпераментны – знаю по собственному опыту. Похожие операции прошли и в Чечне.
То есть – множество женщин остались без мужей, сыновей, братьев. Для мусульманки это означает конец жизни. «Что мне теперь здесь делать?» - думают эти женщины. Они могут пойти на все. И кто-то из них вполне способен решиться на такую ужасную вещь; я не оправдываю шахидок, но могу понять. Нет ничего страшнее женщины, убитой горем. Я сама женщина, у меня двое сыновей – я на многое была бы способна, если, не дай Бог, потеряла бы их. В целом – да, я считаю, что трагедия в московском метро – побочное следствие партизанской войны на Кавказе.
Разумеется, подобные действия не связаны с идеями, с духом исторического ислама, тем более ислама российского. Скажу еще одно: мы пожинаем плоды того, что многие годы никто не заботился о воспитании молодого поколения на Кавказе. Вот парень, ему 18 лет – ему никто не расскажет о религии, и он подался к еретикам. Молодые ребята отправились учиться религии в очень неприятное место: Саудовскую Аравию. Это куда хуже, чем учиться исламу в Египте или Сирии. Там распространено так называемое учение саллефи, оно же, как его упрощенно называют в России и Европе, ваххабизм.
Там нарушены все заветы и правила ислама, точно так же, как в нынешней Европе нарушены правила и заветы христианства. Сейчас вообще разве что в иудаизме нет этой страшной девальвации ценностей. А вообще-то ислам запрещает выход военных действий против неверных за пределы своей страны – в данном случае, за пределы Дагестана и Чечни. Шахидки не имеют отношения к исламу – это чисто личностные вещи».