В правительстве просто нет ответственных за слезинку ребенка
Дмитрий Медведев провёл совещание по вопросам борьбы с преступлениями против детей. Глава государства призвал Госдуму ускорить принятие поправок в закон об основных гарантиях прав ребенка. Президент поручил представить предложения по усилению ответственности за преступления против детей, а также ввести контроль за лицами, ранее совершившими сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних.
Неделю назад, объявляя о своем намерении созвать такое совещание, президент сказал: «Нужно признать, что ситуация безобразная, нужно действовать и принять по этим вопросам ряд решений, в том числе нормативного характера» и добавил, что особое беспокойство вызывают преступления против детей: «Количество таких преступлений выросло».
По данным председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, «динамика числа преступлений в отношении детей и несовершеннолетних остается тревожной. В 2008 году жертвами преступного насилия в России стали 126 тыс. детей, погибли только от преступлений 1 тыс. 914 детей, 2 тыс. 330 детей подверглись насилию, им был причинен тяжкий вред здоровью». По его словам, только за 9 месяцев прошлого года было выявлено 784 случая сексуальных действий в отношении несовершеннолетних. «В прошлом году, как и ранее, в розыске находилось 12,5 тыс. детей», - добавил он.
- Сейчас в Госдуме в рамках концепции духовного и нравственного развития детей разрабатывается 14 законопроектов, касающихся в том числе работы СМИ и интернета, и один из них предусматривает ужесточение ответственности за оборот порнографической продукции - сообщила Наталья Карпович, первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
О проблемах детей и о том, как сократить количество сирот, беспризорников и малолетних преступников «Свободной прессе» рассказал Борис Альтшулер, руководитель общественной организации содействия защиты прав детей «Право ребенка». Недавно он обратился с письмом к Димитрию Медведеву и Владимиру Путину «Просьба остановить машину истребления наших детей».
«СП»: - Какие проблемы вы считаете первоочередными?
- Число детей в России сократилось за последние 15 лет на 11 миллионов человек. За этот же период число детей-сирот возрастало ежегодно на 15-20 тысяч человек и составило в 2007 году уже 750 тысяч. Примерно 200 тысяч из этих детей постоянно живут в различных детских учреждениях. Каждый год выявляется более 120 тысяч новых детей, оставшихся без попечения родителей; из них 90% - так называемые «социальные сироты», т.е. дети, родители которых живы, но либо отказались от своего ребенка, либо были лишены родительских прав судом по причине пренебрежения родительскими обязанностями и насилия в отношении детей.
«СП»: - Действительно страшная статистика...
- Да, а кроме того, ежегодно 2800 несовершеннолетних кончают с собой, причем официальные государственные отчеты подчеркивают, что основной причиной этих трагедий является насилие дома или в школе. В условиях, когда жаловаться некому, подвергающийся насилию ребенок не находит другого выхода из сложившейся ситуации. Согласно исследованию, проведенному в Государственной Думе, ежегодно около 2 миллионов детей младше 14 лет избиваются родителями, 65% этих детей младше 7 лет.
«СП»: - Что сейчас должно делать государство, чтобы ситуация изменилась?
- Прежде всего, нужно вести работу с ребенком, который еще живет в семье, а не с теми, кто уже отобран у родителей. Пока такой работы не ведется. Поэтому возникают иногда совершенно дикие ситуации. Помню случай, когда многодетная семья, живущая в ужасных условиях, написала письмо руководителю района, мол, помогите немного привести жилье в порядок. После чего к ним пришли с проверкой и отобрали детей. Объяснив, что в этих условиях детям жить невозможно. Значит, на содержание 6 новых сирот огромные деньги у государства есть. А на помощь семье нет. На самом деле, в социальной защите очень много денег. Должен быть патронат, который комплексно решал бы такие вопросы.
«СП»: - А кто в правительстве России сейчас отвечает за политику детства и семьи?
- Увы, в правительстве РФ нет органа, который отвечал бы за благополучие детей, а значит, будущего страны. Этим могла бы заниматься правительственная комиссия, например. Но она должна быть снабжена достаточно сильным аппаратом, работающим в постоянным режиме, а не просто собирающимся раз в три месяца поговорить и разойтись. Нам нужно перенимать опыт таких стран, как Швеция, Австралия.
«СП»: - Какой именно?
- Прежде всего я имею ввиду опыт работы с детьми-инвалидами, сиротами. Там нет такого, как у нас: государственная система этих стран не производит невероятное количество сирот. А у нас – настоящая фабрика сиротства. Это заложено в семейном кодексе и его надо изменять, в первую очередь. Нужно избавляться от перекоса в сторону того, чтобы отбирать детей, как единственного способа их защиты. В семейном кодексе сейчас не предусмотрен механизм сохранения семьи. Поэтому у нас и сирот с каждым годом больше. А сейчас уже вообще, больше, чем после войны.
«СП»: - Об этом и говорится в вашем письме: «Просьба остановить машину истребления наших детей»?
- Да, если ребенка не кому защитить. Например, от него отказались родители и есть небольшие проблемы со здоровьем, то чаще всего, его на автомате, постепенно вытесняют из жизни в никуда. Из обычной школы перемещают в спецшколу, затем в социальный интернат – страшное место. А оттуда уже во взрослый психоневралогический диспансер. Это очень много людей – десятки тысяч граждан России. Причем, многие из них могли быть социализированы. Но детям просто не повезло. Система устроена так, что она их выталкивает из жизни. Поэтому я 16 февраля и написал письмо Дмитрию Анатольевичу Медведеву и Владимиру Владимиру Путину.
«СП»: - Каких изменений ждете после сегодняшнего выступления президента?
- Я надеюсь, что будут приняты серьезные меры по улучшению этой извращенной системы. И я искренне надеюсь, что Медведев ситуацию понимает. К сожалению, есть очень много сторонников этой системы, поскольку она позволяет кормиться огромному количеству чиновников. Мы называем это «ростсиротпром», как «газпром», только акциями являются как бы государственные дети. И у этой «организации» очень мощные лоббисты на самом верху. Поэтому многие правильные законы просто не проходят. Но я надеюсь, что сейчас ситуация в стране изменилась и у высшей власти появились ресурсы, чтобы навести порядок в этой сфере и усовершенствовать конструкцию государственной защиты детства и семьи.