Ричард Фишер-младший (RICHARD D. FISHER JR.)
Пекин бросает военный вызов пятого поколения США
ЖУКОВСКИЙ, Россия. За редким исключением Пекин почти никогда не говорит ничего существенного о продолжающемся в Китае военном строительстве, а также о развитии своей стратегической мысли. Но первостепенная идея, о которой можно сделать вывод, судя по последнему авиашоу в Москве и по другим выставкам авиационной техники, а также по случайным интервью с китайскими и российскими инженерами, заключается в том, что Пекин не намерен уступать превосходство в воздухе никому, и меньше всего - Соединенным Штатам.
Экспонат !1 - это начатые уже довольно давно усилия Китая по созданию истребителя пятого поколения, не уступающего американским F-22 и F-35. В таких самолетах широко применяется технология снижения заметности "стелс", а также новейшие радиолокационные системы. Они могут длительное время лететь на сверхзвуковой скорости, не используя при этом потребляющие огромное количество топлива форсажные камеры. Единственный случай, когда официальный представитель китайского правительства упоминал такую программу, произошел в апреле, во время празднования 60-й годовщины. Тогда командующий военно-морскими силами Народно-освободительной армии Китая сказал о потребности в истребителе, способном развивать "сверхзвуковую крейсерскую скорость". Сегодня на это способен только американский самолет F-22A Raptor. Это единственный в мире действующий истребитель пятого поколения.
Безусловно, Китай сталкивается с многочисленными техническими трудностями. Разработка передового современного двигателя, способного развивать тягу в 15 тонн, это самое серьезное препятствие. Но к работе по созданию авиатехники пятого поколения Пекин приступил еще в начале 90-х годов, и начнет он с выпуска двух тяжелых истребителей, над которыми работают две главные авиационные компании Китая, специализирующиеся на истребительной технике. Один китайский источник говорил мне в начале 2005 года, что корпорация Chengdu Aircraft, известная тем, что проектировала истребитель четвертого поколения J-10, рассматривает вопрос о разработке среднего самолета пятого поколения, сравнимого с F-35. Это может означать, что истребитель компании Chengdu может быть изготовлен в двух модификациях: с вертикальным взлетом и в палубном варианте для использования на авианосцах. В 2006 году конкурирующая с Chengdu Shenyang Aircraft Corporation рассказала о концепции одномоторного истребителя с крылом обратной стреловидности, который будет обладать высокой маневренностью и малозаметностью. Похоже, что у НОАК в ее программе будет два уровня: тяжелый истребитель для удержания превосходства в воздухе, а также самолет среднего веса, который будет дешевле и универсальнее.
Еще до того, как китайский истребитель пятого поколения поднимется в воздух, достижения в электронике и двигателестроении позволят Китаю создать новые истребители поколения "четыре плюс", такие как J-10B, что недавно начали летные испытания. Эти самолеты и будущие истребители пятого поколения бросят более весомый вызов американским ВВС сегодняшнего и завтрашнего дня. А истребительные парки четвертого поколения Японии, Южной Кореи и Тайваня вообще окажутся устаревшими. У ВМС США в настоящее время нет программ по созданию истребителя пятого поколения, не уступающего F-22. Вместо этого они намерены использовать более медлительный F-35C, оптимизированный для выполнения ударных задач в качестве штурмовика.
Китайская армия намерена использовать такие программы в качестве движущей силы для наращивания объемов и потенциала исследовательских и проектных работ, чтобы снизить свою зависимость от российских и прочих зарубежных технологий. Один украинский источник сообщил мне в Жуковском, что его компания ведет переговоры со связанными с Chengdu институтами о разработке для Китая второй программы по созданию двигателя пятого поколения. Однако представитель компании по производству истребителей "Сухой" подчеркнуто заявил, что они не помогают Китаю в рамках его программы пятого поколения. Они сотрудничают с Индией в рамках индийской программы разработки истребителей пятого поколения. Главная причина тому носит коммерческий характер: Китай не подписал соглашение о защите интеллектуальной собственности. Китай в своих действиях может руководствоваться соображениями технологического национализма.
Стремление Китая делать все самостоятельно может иметь несколько последствий. Тот факт, что Пекин сегодня зависит от российских технологий, дает Москве право вето на продажи китайских самолетов третьей стороне. Когда Пекин накопит знания и опыт, проектируя свои собственные двигатели, он освободится от этой зависимости и от этого сдерживающего фактора. Тогда у него появится больше возможностей продавать современные истребители, преследуя при этом собственные цели. Не исключено, что новые J-10B уже намечено продавать в Пакистан. А это усилит гонку вооружений на Индийском субконтиненте.
Появляются тревожные признаки того, что Соединенные Штаты либо не в полной мере осознают последствия создания Китаем современных истребителей четвертого и пятого поколения с последующим выходом на рынок вооружений, либо умышленно их игнорируют. В июле министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) публично сделал прогноз о том, что к 2020 году в составе ВВС США будет "почти 1100 самых современных истребителей пятого поколения F-35 и F-22. Китай, в отличие от США, не планирует к 2020 году иметь у себя самолеты пятого поколения. А к 2025 году это отставание только увеличится". Вооружившись этими прогнозами американской разведки, администрация Обамы в конце июля отклонила возражения Конгресса и заявила об ограничении производства самолетов F-22А, которых теперь к 2012 году должно быть создано всего 187.
Это очень рискованная игра. Похоже, что ставки сделаны неверно в свете очевидного стремления Китая идти вперед в реализации своей программы истребителей пятого поколения. И если ставка уйдет на юг, то это будет стоить США утраты в перспективе воздушного превосходства в зоне Тихого океана. А ключевой американский союзник Япония может лишиться важного неядерного средства сдерживания и предотвращения китайской агрессии. Это принесет коммерческие потери американским компаниям Lockheed-Martin и Boeing. Неспособность Вашингтона предложить ведущий истребитель пятого поколения может заставить Южную Корею и Японию обратиться к Франции за помощью в предоставлении технологий для разработки своих собственных программ по созданию самолетов пятого поколения.
Возможно, Гейтс и американская разведка окажутся правы, но пока они не обнародовали данные в обоснование прогноза, ставшего основой для принятия потенциально рокового решения. Между тем, несмотря на атмосферу скрытности, в которой действует НОАК, цели Пекина предельно ясны. Со стороны США было бы гораздо мудрее подготовиться к тому, что Пекин удивит мир и построит гораздо больше истребителей пятого поколения, чем 187 американских, завоевав тем самым превосходство в воздухе.
Ричард Фишер - старший научный сотрудник Международного центра оценки и стратегии (International Assessment and Strategy Center), автор книги "Военная модернизация Китая: наращивание военной мощи в региональных и глобальных целях" ("China's Military Modernization: Building for Regional and Global Reach"
Источник