Конфузом обернулся выход в свет в Таллине книги «Депортация из Эстонии в Россию», предисловие к которой написал бывший эстонский премьер Март Лаар. Вопреки ожиданиям авторов «документального исследования», которые явно ставили перед собой задачу уравнять довоенную (1941) и послевоенную (1949-1953) депортации некоторых групп населения Эстонии с «геноцидом», эффект от прочтения этой книги оказывается прямо противоположным для любого мало-мальски здравомыслящего читателя.
Справка KM.RU
Как считают многие историки, эстонских евреев спасло от верной смерти от рук эстонских легионеров, полицаев и «лесных братьев» лишь то обстоятельство, что основная часть их общины – 75% от общей численности – была эвакуирована в 1941 году отступающей Красной армией. Но это не мешает нынешним эстонским националистам твердить о «насильственной депортации эстонских евреев коммунистами в 1941 году» и причислять это событие к…«преступлениям советского режима».
Как считают многие историки, эстонских евреев спасло от верной смерти от рук эстонских легионеров, полицаев и «лесных братьев» лишь то обстоятельство, что основная часть их общины – 75% от общей численности – была эвакуирована в 1941 году отступающей Красной армией. Но это не мешает нынешним эстонским националистам твердить о «насильственной депортации эстонских евреев коммунистами в 1941 году» и причислять это событие к…«преступлениям советского режима».
Вернее, даже не от прочтения, а от просмотра документальных фотографий, которые призваны проиллюстрировать «геноцид эстонского народа». Взглянув на них, нужно обладать поистине очень воспаленным воображением, чтобы представить события тех лет подобным образом.
Вот, например, на архивных фото 1940-х гг. показаны «репрессированные» (но почему-то при этом все как один улыбающиеся) эстонские юноши и девушки, которые стали студентами Молотовского медицинского института (одно время нынешняя Пермь была переименована в Молотов. – Прим. KM.RU).
А вот на фото человек с типично «эстонской» фамилией Циммерман «дает урок одновременной игры в шахматы в клубе совхоза Мухино». Согласитесь, совсем не напоминает «культурный отдых» узников Освенцима и Бухенвальда.
Или вот почти идиллическая картинка – «Депортированные эстонцы в гор. Киров. 1954 год». На фотографии мы видим холеных и ухоженных молодых людей, одетых с иголочки (девушки в нарядных платьях и лакированных туфлях), а приосанившийся молодой человек в модном костюме внешне напоминает скорее пижона или стилягу, но только не несчастную «жертву геноцида».
Кстати говоря, сомнительно, что подавляющее большинство «русских оккупантов» могло позволить себе вести такой же образ жизни в первые послевоенные годы в самой России. Просматривая эти документальные свидетельства, начисто опровергающие (вопреки намерениям разместивших их на страницах упомянутого издания эстонских «историков») миф о «геноциде», невольно вспоминаешь известный анекдот о «русских оккупантах», которые «врывались в кишлаки, аулы, стойбища, оставляя после себя города, библиотеки, университеты и театры».
Свою точку зрения о масштабе депортаций жителей Эстонии в интервью KM.RU высказал известный российский историк Александр Дюков, который и обнаружил явное несоответствие между текстом и документальными иллюстрациями в книге «Депортация из Эстонии в Россию»:
– Действительно, это – тот самый случай, когда картинка, что называется, опровергает вербальную информацию. Эстонские власти и политически ангажированные историки в Прибалтике очень часто грешат такими подтасовками, которые можно легко и аргументировано опровергнуть.
Главная подтасовка состоит в том, что они ставят знак равенства между понятиями «советские репрессии» и «геноцид». В частности, в качестве одной из «акций геноцида эстонского народа» в этой стране рассматриваются депортации 1941 и 1949 гг. Конечно, никто не может отрицать того факта, что репрессии сталинского периода являются довольно-таки страшным эпизодом в истории России и других бывших союзных республик СССР, в числе которых в то время были и современные прибалтийские государства. Однако отождествлять те события с геноцидом означает чудовищно искажать суть происходившего. Просто потому, что они никак не укладываются в то базовое понятие геноцида, которое дается в соответствующей Конвенции ООН. И даже с помощью самых изощренных ухищрений нельзя доказать обратное.
Во-первых, если исходить из общего количества депортированных, то оно составляло незначительный процент от общей численности населения тогдашней Эстонии. Кроме того, когда мы смотрим на этнический состав депортированных, то видим, что репрессии абсолютно не носили этнического характера. Т. е. они не были направлены на какую-либо одну этническую группу. Репрессировались и русские, и эстонцы, и латыши, и евреи. Во-вторых, несмотря на то, что депортация, конечно, являлась репрессивной акцией (но при этом, повторюсь, не акцией геноцида), впоследствии значительное число депортированных возвратилось домой. Так что попытки представить сталинские репрессии геноцидом являются абсолютно конъюнктурной и политически мотивированной акцией. Это – заказ, который, к сожалению, в Прибалтике берутся исполнять недобросовестные представители экспертного сообщества. И надо отметить, что усилия эстонских фальсификаторов истории вполне адекватны попыткам «оранжевых» историков на Украине, стремящихся приравнять голод в советской Украине, вызванный коллективизацией, к акту геноцида украинского народа.
Кирилл Говоров
источник