Пресс-показ в 8:30 утра прошел в полупустом зале: фильм поставили на последний день, когда многие журналисты уже уехали. Но на официальный показ картины вечером «приглашения» в фестивальных службах расхватывали как горячие пирожки (билетов в Каннах не продают), по каковой причине многие страждущие попасть на обросший слухами и скандалами фильм не смогли этого сделать.
На показе для прессы особых оваций не было, как не было и особого свиста. Ощущения того, что «Утомленные солнцем — 2» (далее «УС-2») всколыхнули европейскую общественность, не возникло. В приватных разговорах зарубежные критики говорили о том, что особого смысла в картине Михалкова они не видят, но некоторые сцены им все же понравились. Зал на пресс-конференции был почти полон, хотя примерно половину собравшихся составляли соотечественники режиссера.
Сообщения о том, что, укорачивая фильм для международного проката («Предстояние» будет там на полчаса короче), Михалков обошелся без сцены с цыганами и эпизода сожжения амбара, оказались неверны. Ни от одного эпизода своей трехчасовой фрески полностью он не избавился. Удалили небольшие куски, непонятные для зарубежного зрителя. Например, игру курсантов в буриме или радостный танец немца в связи с попаданием бомбы в крышу церкви. Нет в европейской версии «УС-2» и крылатых танков, а железные ногти Котова демонстрируются по минимуму. Возможно, Михалков учел жесткую критику «УС-2», прозвучавшую на родине, и постарался избавить международный вариант от совсем уж очевидных нелепостей. Зарубежные монтажеры, говорил Михалков, поначалу оставили в фильме один только «экшен», выкинув за ненадобностью весь «воздух». Михалков вернул «воздух» на место, таким образом, обе версии — и полную, и кастрированную — он считает авторскими.
Вообще пресс-конференция прошла без особого огонька, хотя каннские старожилы помнят, как зажигал Михалков, представляя на фестивале «Сибирского цирюльника». Также присутствовавшие Надя Михалкова и Олег Меньшиков не проронили ни звука, поскольку все вопросы адресовались
режиссеру.
Сначала Михалков разоблачил инсинуации французской прессы, утверждавшей что «УС-2» — картина просталинская. «Этот фильм не за и не против Сталина, — сообщил Михалков. — Это фильм о любви. Причем о любви отца и дочери». На вопрос о том, что объединяет его с Котовым, он сказал, что объединяет как раз таки любовь к дочери Наде.
Интересовало зарубежных журналистов и то, что произойдет в «УС-3». На это Михалков отвечал, что в «УС-3» герой Меньшикова наконец-то прихлопнет бабочку, надоедливо порхающую вокруг него весь первый фильм. А вот как ответил Михалков на тревожащий многих вопрос об исторических неточностях в его картине: «Современные школьники вообще ничего не знают об этой войне, поэтому им все равно, в каком году на самом деле появились штрафбаты — в 1941-м или 1942-м». По поводу претензий ветеранов режиссер беспечно заявил: «Ветераны свое кино о войне уже получили». Дескать, новое кино про войну уже не для них.
Живой интерес западных журналистов вызвал эпизод путешествия Нади на мине. «Мина должна быть живым существом, — терпеливо объяснял Михалков. — Надя разговаривает с ней не потому, что ей не с кем поговорить или она сумасшедшая. Мина не уходит от нее, пока она ее не погладит, с нею не попрощается. Это поэтический элемент, а не хитроумная выдумка бывшего режиссера», — самокритично заключил он.
Разумеется, не мог не прозвучать и вопрос об авторитаризме Михалкова по отношению к его коллегам в российском кино. Михалков потребовал от француженки привести примеры его недостойного поведения. Та пасовала. В качестве доказательства того, как легко можно ошельмовать человека, Михалков добил несчастную сообщением о том, что он видел ее обнаженной, когда она продавала пирожки. «Я высказываю свою точку зрения, а мои оппоненты сразу называют меня узурпатором», — пожаловался Михалков. С его слов выходило, что он и есть единственный демократ в российском кинематографе.
Завершилась пресс-конференция на приподнятой ноте. Михалкова спросили о коммерческом и критическом провале «УС-2» на родине. «Какое счастье, что я могу все рассказать!» — вскричал режиссер. И привел цифры. На «УС-2» и «УС-3», а также телесериал по их мотивам было потрачено всего 40 миллионов долларов (хотя журнал Никиты Михалкова «Свой» давал цифру в 37 миллионов евро, а это другие деньги), при этом от государства было получено всего 2 миллиона — по одному на каждую серию. Все остальное — частные инвестиции.
«А критики должны быть счастливы, что за такие деньги в России снимают артхаусное кино. Они ведь любят авторские фильмы», — заключил Михалков. По всей видимости, после прокатной неудачи «УС-2» на Родине, он перестал числить свой фильм по ведомству «большого стиля» и считает его сейчас небольшим авторским экспериментом, чем-то вроде его же «Пяти вечеров».