Один знакомый, назовем его, к примеру, Михаилом, работает в Силиконовой долине. По его рассказам, информационную мощь Соединенных Штатов создают сейчас три нации: китайцы, индийцы и выходцы из Советского Союза, которых там называют русскими, независимо от их национальности. Причем, русские – на очень хорошем счету. На одном совещании сотрудница-индианка как-то спросила Михаила: "Почему вы, русские, такие умные? Не успел руководитель сформулировать проблему, а у вас уже готово решение!". На что Михаил ответил: "Так нас учили!"
Он, получивший высшее инженерное образование в 80-х годах в одном из лучших вузов Ленинграда, действительно считает это основой своего профессионального успеха. Выходит, мы хорошо поработали на США. Подготовили для них отличных специалистов! Мои бывшие студенты успешно работают сейчас в разных странах мира. Один из них, отдыхавший несколько лет назад в родных краях, приводил ко мне своего сына-школьника с просьбой позаниматься с ним физикой. По его словам, в школе, где учится сын, физику изучают фрагментарно, заставляя учеников просто запоминать набор сведений, и это его беспокоит, поскольку такое обучение не способствует развитию творческих способностей ребенка. В отличие от этого, советская система физико-математического образования была, как раз, нацелена на творческое усвоение материала. К сожалению, мы разрушили эту систему, и перешли на те стандарты обучения, которые нам навязаны извне. Разрушили настолько серьезно, что я уже сомневаюсь в возможности ее восстановления без серьезных капиталовложений.
Создается впечатление, что мы как бы выполнили свою задачу – подготовили и отдали лучших специалистов за рубеж. А после систему образования специально сломали, чтобы мы, не дай Бог, не стали готовить хороших специалистов для себя.
Но даже при сегодняшнем плачевном состоянии образования случайным образом появляются ребята выдающихся способностей. Они становятся прекрасными специалистами просто потому, что в них многое заложено от природы, и нашему образованию не удается их испортить. К сожалению, многие из них уезжают за рубеж.
Об утечке мозгов пишут много. Но я хотел бы обратить внимание на то обстоятельство, что мы обучали и пытаемся продолжать обучение специалистов для других стран за деньги наших налогоплательщиков. Бесплатного образования не бывает! Хорошее образование стоит достаточно дорого. Но никто не спрашивает наших сограждан, согласны ли они оплачивать подготовку специалистов для Америки и Европы за свой счет.