Как удалось выяснить «Росбалту», летом этого года военнослужащие Сызранского Высшего военного авиационного училища летчиков, расположенного в Самарской области, сообщили контрразведчикам, что к ним 11 мая приезжал некий человек, который, как говорится в материалах ФСБ РФ, призывал «к осуществлению экстремистской деятельности и обосновывал необходимость насильственного изменения основ конституционного строя России».
Спецслужбы выяснили, что агитатором являлся руководитель тольяттинского отделения «Народного ополчения имени Минина и Пожарского» (НОМП), член движения «За Советский Союз» Петр Галкин. К этому времени у ФСБ РФ уже был собран достаточно полный архив на руководителей созданного в феврале 2009 года НОМП, которые одновременно являлись и участниками других движений, занимающихся, согласно оперативной информации, экстремистской деятельностью.
19 июля 2010 года Следственное управление ФСБ РФ возбудило в отношении Петра Галкина уголовное дело по ч. 1 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), а уже на следующий день с санкции Лефортовского суда Москвы было проведено несколько десятков обысков по всей России у лиц, которые могли иметь отношение к НОМП. В частности, контрразведчики посетили московские квартиры руководителя движения «За Советский Союз» Александра Козлобаева, лидера движения «Пара-беллум» Юрия Екишева и главы НОМП Владимира Квачкова. У последнего в ходе обыска были изъяты $10 тыс. и 180 тыс. рублей. Позже полковник пытался вернуть эти деньги через суд, но безуспешно. Кроме того, 20 июля обыски прошли в Омске у членов «Омской гражданской коалиции», активистов НОМП Натальи Олейник и Виктора Никифорова.
Всего в этот день контрразведчики «навестили» несколько десятков соратников Квачкова в разных городах, в том числе Волгограде, Владимире, Воронеже, Кургане, Самаре и Санкт-Петербурге. Самый большой «улов» ждал оперативников в северной столице в квартире бывшего сотрудника милиции, активиста НОМП и Российской коммунистической рабочей партии (РКРП) Александра Киселева. По данным спецслужб, он, являясь работником одного из ЧОПов, охранявшего различные бизнес-объекты, отвечал за силовые акции экстремистов в Санкт-Петербурге, в том числе проведение в этом городе «Русских маршей». В его квартире было обнаружено большое количество огнестрельного оружия и тротиловые шашки. Галкин и Киселев, а также еще несколько активистов НОМП, 20 июля были задержаны и отправлены в Москву в СИЗО «Лефортово».
Дальше расследование развивалось, как «снежный ком». Контрразведчики выяснили, что лидеры НОМП тесно сотрудничают, в том числе при организации «Русских маршей», с базирующимся во Владимире движением «Русский общенациональный союз» (РОНС). Эта структура имеет боевое крыло — военно-спортивный клуб «Спас», участники которого не раз задерживались за проведение терактов. В частности, именно члены «Спаса» были арестованы и осуждены за взрыв в 2006 году на Черкизовском рынке в Москве, в результате которого погибли 14 человек. Сейчас во Владимирской области расследуется сразу несколько дел в отношении лидеров РОНС, в том числе по подозрению в организации взрыва в декабре 2009 года в православной церкви в Коврове и по факту распространения экстремистской литературы. Еще 22 июня в рамках этих расследований были проведены обыски у лидеров и активистов РОНС в Москве, Владимире, Рязани и Нижегородской области.
В результате сотрудники ФСБ РФ пришли к выводу, что в России действует экстремистская сеть из участников разных движений, знакомых друг с другом, которые помимо агитации к вооруженному перевороту, готовят еще и оружие для его осуществления, а также проводят специальную подготовку молодых людей. Причем внутри НОМП было тоже создано боевое крыло, которое носит название «Народный фронт освобождения России».
Эту версию на допросах подтвердил и Петр Галкин, признавшийся, что по заданию лидеров НОМП отправил во Владимирскую область вооруженную группу, которая должна была пройти там обучение в рамках подготовки к мятежу. Сам Квачков, правда, заявил, что, согласно документам следствия, из всего оружия у группы был только арбалет, а на всю «операцию» было выделено лишь 10 тыс. рублей. Причем все обвинения держатся в основном на показаниях Галкина. Кстати, по данным контрразведчиков, серьезную агитационную работу Галкин вел и на заводе АвтоВАЗ, призывая его сотрудников захватить власть на предприятии и «национализировать» его. После подобных показаний Галкину была изменена мера пресечения на подписку о невыезде.
23 декабря ФСБ РФ на основе собранных по всей России материалов возбудило новое уголовное дело – по ч. 1 ст. 205 (содействие террористической деятельности) и ч. 1 ст. 30, ст. 279 (покушение на организацию вооруженного мятежа) УК РФ. В рамках данного расследования контрразведчики вчера приехали с обыском в квартиру Квачкова на Бережковской набережной, однако он не открыл им дверь. Полковник сообщил об этом журналистам и соратникам, которые стали съезжаться к его дому. В результате ФСБ РФ задержала четверых участников НОМП, их доставили на Лубянку, где вручили повестки с вызовом на допрос. В квартире Квачкова оперативники сначала отключили свет, а потом взломали дверь. Полковник был доставлен в Лефортовский суд, где ему была избрана мера пресечения в виде ареста. Сам Квачков успел крикнуть, что «революция неизбежна», после чего его отправили в СИЗО. Обыск в квартире полковника был закончен в четверг поздно вечером, ФСБ РФ изъяла несколько коробок с документацией, касающейся деятельности НОМП.