В главных аэропортах страны скопилось уже до 20 тысяч пассажиров
Воздушные гавани Москвы продолжают испытывать пассажиров на прочность. За трое суток в «Домодедово» и «Шереметьево» скопились тысячи пассажиров. Аэропорты превратились в большую ночлежку. Трудно с питанием. Но ещё хуже с информацией. Люди толком не знают, когда улетят и улетят ли вообще. Отчаявшиеся пассажиры штурмуют стойки регистрации, ищут потерянный багаж, пытаются дозвониться родным. Это хаос. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, в столичных аэропортах скопилось до 20 тысяч человек. Они на грани срыва. Наводить порядок пытается ОМОН, однако ещё сутки такого коллапса и его сил не хватит, чтобы сдержать разъяренную толпу.
Ко всем прочим бедам добавилась еще одна напасть: в «Шереметьево» кончились противогололедные реагенты. Администрация аэропорта уверяет, что проблема решается, но этому уже никто не верит – слишком много за последние часы было заявлений о том, что вот-вот все нормализуется.
«Все, что нам здесь говорят – ложь, п…жь и провокация», - в сердцах бросила в разговоре с корреспондентом «СП» жительница Челябинска Тамара Пацора. Она 27 декабря должна была улететь к дочери в Лондон, однако застряла в «Домодедово» непонятно насколько.
«СП»: - Но хоть надежда какая-то есть вообще улететь?
- Не знаю. Сейчас выясняю. Может, через час что-то прояснится. Таких как я здесь тысячи. Пытались это бардак снять телевизионщики, но им не разрешили.
У Тамары в Москве живут родственники, однако к ним она уехать не может, потому что в регистрацию могут объявить в любой момент. Эта неизвестность злит больше всего.
Как сообщил во вторник утром «Интерфакс», в «Шереметьево» возникла потасовка между сотрудниками милиции, которые пытались регулировать поведение толпы, и пассажирами, у которых сдали нервы из-за многочисленных переносов авиарейсов.
«Драка возникла в аэропорту «Шереметьево-2» в терминале D возле 5-го гейта», - сообщил агентству очевидец событий.
В ночь на вторник глава Росавиации Александр Нерадько после экстренного совещания в аэропорту «Домодедово» заявил, что его ведомство рассчитывает урегулировать ситуацию в аэропорту в течение двух-трех суток, добавив, что самый большой объем работ будет выполнен во вторник, 28 декабря. То есть, именно в этот день улетят десятки задержанных бортов. Из них 100 – отмененных 26 или 27 декабря, а 250 – это рейсы, запланированные непосредственно на 28-е.
Но по сообщениям информагентств, поступившим из «Домодедова» к 12 часам дня, в аэропорту по-прежнему царит чехарда, хотя несколько десятков самолетов самолетов действительно улетели.
Представители авиакомпаний обвиняют администрацию аэропорта в неспособности организовать вылеты.
В частности, представитель «Британских авиалиний» заявил «Интерфаксу», что самолет, который должен выполнять рейс BA-873 Москва-Лондон, готов к взлету ещё с понедельника, однако вылет постоянно переносится из-за неготовности наземных служб обеспечить погрузку багажа, посадку пассажиров и вылет.
О том, насколько серьезна ситуация, свидетельствует тот факт, что президент Медведев в срочном порядке поручил Генпрокурору РФ проверить работу московского авиаузла.
Ранее сообщалось, что транспортная прокуратура в связи с массовыми задержками рейсов начала проверку деятельности авиакомпаний и аэровокзальных комплексов «Домодедово» и «Шереметьево». «Проверка направлена на обеспечение прав пассажиров», - подчеркнул московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Евгений Поспелов.
Корреспондент «СП» связался с заместителем прокурора Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Александром Андрияшем:
«СП»: — Прокуратура начала проверку по факту каких-то нарушений?
— Как нарушения будут выявлены, так мы сразу о них сообщим.
«СП»: — Поводом для проверки послужили информационные сообщения?
— Нет, мы постоянно отслеживаем ситуацию. Мы будем проверять, как содержатся пассажиры, которые находятся в аэропортах, почему питание выдали не всем — если, конечно, этот факт подтвердится, проверим размещение в гостиницах.
«СП»: — Будете проверять и сообщения о драках, массовых беспорядках?
— Да, проверим, как действовала милиция, выясним причины беспорядков. Сейчас туда выехали наши сотрудники, работает комиссия. Будем опрашивать граждан, пассажиров.
Впрочем, в администрации самого «Домодедово» уже увидели «свет в конце тоннеля».
Пресс-секретарь аэропорта «Домодедово» Елена Галанова:
«СП»: — Какая сейчас ситуация в аэропорте?
— У нас всё нормально. С утра вылетело 100 рейсов, вчера за день вылетело 170, 60 приземлилось. Я сейчас подъезжаю к аэропорту, машин немного, народа тоже значительно меньше, чем вчера. «Домодедово» входит в режим нормальной работы. На сегодня запланировано 350 рейсов.
«СП»: — На информационных лентах были сообщения о прорывах к стойкам регистрации, чуть ли не о массовых беспорядках в аэропорте.
— Никаких массовых беспорядков у нас не было и нет. Никаких прорывов ограждения паспортного контроля. Конечно, люди нервничают, мы их понимаем, ставим себя на их место. Люди переживают, многие в этой ситуации злоупотребляют алкоголем, многие люди ведут себя конфликтно. Возникают стычки друг с другом. «Почему вас отправляют, вы летите, а мы ещё нет?» Но это не носит массовый характер — скорее, единичные склоки, которые быстро пресекались.
«СП»: — В блогах была информация, что основными возмутителями спокойствия были пассажиры новогодних чартеров.
— Они такие же пассажиры, как и все. Для аэропорта нет разницы — регулярный рейс или чартерный. Для нас важен самолёт, и ничего другого. Никаких приоритетов у регулярных рейсов нет, наоборот, нам важнее отправить чартер, так как на этих отправлениях стоят самолёты повышенной вместимости, огромные «Боинги», способные взять на борт до 500 пассажиров, и значительно разгрузить аэровокзальный комплекс. По мере готовности мы с удовольствием отправляем эти самолёты большой вместимости.
«СП»: — Много вопросов у людей возникало по поводу резервного энергообеспечения — логично предполагали, что в «Домодедове» есть генераторы на случай таких аварий.
— Они есть и они работали. По нашей резервной схеме всё это время, включая воскресенье, работали взлётно-посадочные полосы, и мы даже в ручном режиме принимали и отправляли часть рейсов, то есть аэродром не закрывался.
У нас есть дизель-генераторные установки, которые поддерживали важные для жизнеобеспечения объекты: артезианские скважины, топливозаправочный комплекс, АЗС, и так далее.
«СП»: — А на аэровокзал уже не хватало мощности?
— На аэровокзал конечно же не хватало, потому что весь аэропорт потребляет 23 мегаватта в час. Никакие передвижные станции-генераторы не способны дать такую мощность. Мы при помощи МЧСовских дизель-генераторов осветили часть аэровокзального комплекса и привокзальной площади, подключили аварийное освещение. Туалеты заработали. Соответственно, мы ждали, когда энергетики восстановят основную подачу.
Вообще наша резервная схема рассчитана на подачу энергии из двух независимых друг от друга источников — в Подольске и в посёлке Володарского.
«СП»: — А они упали обе.
— Случилось так, что вышли из строя подстанции по всей Московской области. Вообще патовая ситуация была во всём регионе, десятки населённых пунктов сидели без света.
Понятно, что сейчас аэропорт сделает какие-то оргвыводы, и видимо, будет какое-то тройное резервирование. Это форс-мажор, стечение обстоятельств. Говорить о том, что у нас не было резервной схемы и не было дизель-генераторов — это неправильно. Всё, что было, мы и задействовали.
По словам Елены Галановой, в здании аэропорта сейчас находятся примерно 8 тыс. человек и примерно 4 тыс. - в «накопителях».
Наибольшее число задержанных рейсов у авиакомпаний S7 и «Трансаэро», которые
являются основными авиакомпаниями аэропорта.
Тем временем, РИА «Новости» передали, что пассажиры, недовольные длительными задержками рейсов, избили нескольких сотрудников «Аэрофлота» в аэропорту «Шереметьево». «Несколько сотрудников, которые общались с пассажирами, были избиты, среди пострадавших были и женщины», - сказал собеседник агентства.
Один из пассажиров, находящихся в «Шереметьево», сообщил РИА «Новости», что некий мужчина избивал другого в течение нескольких минут, рядом не было ни одного охранника или сотрудника милиции.
А Минтранс РФ рекомендовал авиакомпаниям отменить рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, сообщил журналистам в Москве министр транспорта Игорь Левитин.
Воздушные гавани Москвы продолжают испытывать пассажиров на прочность. За трое суток в «Домодедово» и «Шереметьево» скопились тысячи пассажиров. Аэропорты превратились в большую ночлежку. Трудно с питанием. Но ещё хуже с информацией. Люди толком не знают, когда улетят и улетят ли вообще. Отчаявшиеся пассажиры штурмуют стойки регистрации, ищут потерянный багаж, пытаются дозвониться родным. Это хаос. По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, в столичных аэропортах скопилось до 20 тысяч человек. Они на грани срыва. Наводить порядок пытается ОМОН, однако ещё сутки такого коллапса и его сил не хватит, чтобы сдержать разъяренную толпу.
"..нас не кормили.. ничего не говорили.. потом массово всем часа в 3 или 4 дня принесли воду... резервное электричество дали, что бы не соврать где то там же. Оно было только в нашем зале... стало чуть теплее.. кроме нашего зала горело 1 табло.. пара точек ии РЕКЛАМА БИЛАЙНА!!! Нормально да?
..по поводу туалета была "веселуха", сначала мне сказали что закрыли все, потом я нашла таки 1 в который очередь была ровно в три раза больше чем в театре в антракте буфета. Сотрудница просила всех ни в коем случай не какать, а тока пи-пи т.к. там уже и так фигово... днем кое как добивал свет из открытой двери. Когда стемнело все светили телефонами, а мы ходили со свечой.."
Ко всем прочим бедам добавилась еще одна напасть: в «Шереметьево» кончились противогололедные реагенты. Администрация аэропорта уверяет, что проблема решается, но этому уже никто не верит – слишком много за последние часы было заявлений о том, что вот-вот все нормализуется.
«Все, что нам здесь говорят – ложь, п…жь и провокация», - в сердцах бросила в разговоре с корреспондентом «СП» жительница Челябинска Тамара Пацора. Она 27 декабря должна была улететь к дочери в Лондон, однако застряла в «Домодедово» непонятно насколько.
«СП»: - Но хоть надежда какая-то есть вообще улететь?
- Не знаю. Сейчас выясняю. Может, через час что-то прояснится. Таких как я здесь тысячи. Пытались это бардак снять телевизионщики, но им не разрешили.
У Тамары в Москве живут родственники, однако к ним она уехать не может, потому что в регистрацию могут объявить в любой момент. Эта неизвестность злит больше всего.
Как сообщил во вторник утром «Интерфакс», в «Шереметьево» возникла потасовка между сотрудниками милиции, которые пытались регулировать поведение толпы, и пассажирами, у которых сдали нервы из-за многочисленных переносов авиарейсов.
«Драка возникла в аэропорту «Шереметьево-2» в терминале D возле 5-го гейта», - сообщил агентству очевидец событий.
В ночь на вторник глава Росавиации Александр Нерадько после экстренного совещания в аэропорту «Домодедово» заявил, что его ведомство рассчитывает урегулировать ситуацию в аэропорту в течение двух-трех суток, добавив, что самый большой объем работ будет выполнен во вторник, 28 декабря. То есть, именно в этот день улетят десятки задержанных бортов. Из них 100 – отмененных 26 или 27 декабря, а 250 – это рейсы, запланированные непосредственно на 28-е.
Но по сообщениям информагентств, поступившим из «Домодедова» к 12 часам дня, в аэропорту по-прежнему царит чехарда, хотя несколько десятков самолетов самолетов действительно улетели.
Представители авиакомпаний обвиняют администрацию аэропорта в неспособности организовать вылеты.
В частности, представитель «Британских авиалиний» заявил «Интерфаксу», что самолет, который должен выполнять рейс BA-873 Москва-Лондон, готов к взлету ещё с понедельника, однако вылет постоянно переносится из-за неготовности наземных служб обеспечить погрузку багажа, посадку пассажиров и вылет.
О том, насколько серьезна ситуация, свидетельствует тот факт, что президент Медведев в срочном порядке поручил Генпрокурору РФ проверить работу московского авиаузла.
Ранее сообщалось, что транспортная прокуратура в связи с массовыми задержками рейсов начала проверку деятельности авиакомпаний и аэровокзальных комплексов «Домодедово» и «Шереметьево». «Проверка направлена на обеспечение прав пассажиров», - подчеркнул московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Евгений Поспелов.
Корреспондент «СП» связался с заместителем прокурора Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Александром Андрияшем:
«СП»: — Прокуратура начала проверку по факту каких-то нарушений?
— Как нарушения будут выявлены, так мы сразу о них сообщим.
«СП»: — Поводом для проверки послужили информационные сообщения?
— Нет, мы постоянно отслеживаем ситуацию. Мы будем проверять, как содержатся пассажиры, которые находятся в аэропортах, почему питание выдали не всем — если, конечно, этот факт подтвердится, проверим размещение в гостиницах.
«СП»: — Будете проверять и сообщения о драках, массовых беспорядках?
— Да, проверим, как действовала милиция, выясним причины беспорядков. Сейчас туда выехали наши сотрудники, работает комиссия. Будем опрашивать граждан, пассажиров.
Впрочем, в администрации самого «Домодедово» уже увидели «свет в конце тоннеля».
Пресс-секретарь аэропорта «Домодедово» Елена Галанова:
«СП»: — Какая сейчас ситуация в аэропорте?
— У нас всё нормально. С утра вылетело 100 рейсов, вчера за день вылетело 170, 60 приземлилось. Я сейчас подъезжаю к аэропорту, машин немного, народа тоже значительно меньше, чем вчера. «Домодедово» входит в режим нормальной работы. На сегодня запланировано 350 рейсов.
«СП»: — На информационных лентах были сообщения о прорывах к стойкам регистрации, чуть ли не о массовых беспорядках в аэропорте.
— Никаких массовых беспорядков у нас не было и нет. Никаких прорывов ограждения паспортного контроля. Конечно, люди нервничают, мы их понимаем, ставим себя на их место. Люди переживают, многие в этой ситуации злоупотребляют алкоголем, многие люди ведут себя конфликтно. Возникают стычки друг с другом. «Почему вас отправляют, вы летите, а мы ещё нет?» Но это не носит массовый характер — скорее, единичные склоки, которые быстро пресекались.
«СП»: — В блогах была информация, что основными возмутителями спокойствия были пассажиры новогодних чартеров.
— Они такие же пассажиры, как и все. Для аэропорта нет разницы — регулярный рейс или чартерный. Для нас важен самолёт, и ничего другого. Никаких приоритетов у регулярных рейсов нет, наоборот, нам важнее отправить чартер, так как на этих отправлениях стоят самолёты повышенной вместимости, огромные «Боинги», способные взять на борт до 500 пассажиров, и значительно разгрузить аэровокзальный комплекс. По мере готовности мы с удовольствием отправляем эти самолёты большой вместимости.
«СП»: — Много вопросов у людей возникало по поводу резервного энергообеспечения — логично предполагали, что в «Домодедове» есть генераторы на случай таких аварий.
— Они есть и они работали. По нашей резервной схеме всё это время, включая воскресенье, работали взлётно-посадочные полосы, и мы даже в ручном режиме принимали и отправляли часть рейсов, то есть аэродром не закрывался.
У нас есть дизель-генераторные установки, которые поддерживали важные для жизнеобеспечения объекты: артезианские скважины, топливозаправочный комплекс, АЗС, и так далее.
«СП»: — А на аэровокзал уже не хватало мощности?
— На аэровокзал конечно же не хватало, потому что весь аэропорт потребляет 23 мегаватта в час. Никакие передвижные станции-генераторы не способны дать такую мощность. Мы при помощи МЧСовских дизель-генераторов осветили часть аэровокзального комплекса и привокзальной площади, подключили аварийное освещение. Туалеты заработали. Соответственно, мы ждали, когда энергетики восстановят основную подачу.
Вообще наша резервная схема рассчитана на подачу энергии из двух независимых друг от друга источников — в Подольске и в посёлке Володарского.
«СП»: — А они упали обе.
— Случилось так, что вышли из строя подстанции по всей Московской области. Вообще патовая ситуация была во всём регионе, десятки населённых пунктов сидели без света.
Понятно, что сейчас аэропорт сделает какие-то оргвыводы, и видимо, будет какое-то тройное резервирование. Это форс-мажор, стечение обстоятельств. Говорить о том, что у нас не было резервной схемы и не было дизель-генераторов — это неправильно. Всё, что было, мы и задействовали.
По словам Елены Галановой, в здании аэропорта сейчас находятся примерно 8 тыс. человек и примерно 4 тыс. - в «накопителях».
Наибольшее число задержанных рейсов у авиакомпаний S7 и «Трансаэро», которые
являются основными авиакомпаниями аэропорта.
Тем временем, РИА «Новости» передали, что пассажиры, недовольные длительными задержками рейсов, избили нескольких сотрудников «Аэрофлота» в аэропорту «Шереметьево». «Несколько сотрудников, которые общались с пассажирами, были избиты, среди пострадавших были и женщины», - сказал собеседник агентства.
Один из пассажиров, находящихся в «Шереметьево», сообщил РИА «Новости», что некий мужчина избивал другого в течение нескольких минут, рядом не было ни одного охранника или сотрудника милиции.
А Минтранс РФ рекомендовал авиакомпаниям отменить рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, сообщил журналистам в Москве министр транспорта Игорь Левитин.
Мнение простых россиян:
Честное слово. Половина Европы в последние дни была завалена снегом, и пассажиры сутками напролёт торчали в аэропортах, матеря на чём свет стоит авиакомпании, менеджеров по связям с общественностью и социальные службы - с людьми никто не общался, людей никто не эвакуировал в гостиницы, людям не обеспечили даже одеял: так и спали на голом полу.
И вот сегодня европейская сказка повторилась в Домодедово. Застрявшие в терминале пассажиры оказались в полном информационном вакууме, дополнительных автобусов для вывоза тысяч бедолаг не было, работники аэропорта удирали от людей на всех парах, отказываясь давать комментарии. Таксисты - как и во время весенних взрывов на Лубянке и Парке Культуры - в несколько раз взвинтили цены за поездку в Москву, цинично отвечая пассажирам, что "много вас тут, а нас мало" и "спрос рождает предложение".
И всё-таки, между Европой и Домодедово есть разница.
Во-первых, в Европе виновные лица уже получили по кумполу от Еврокомиссии - за плохую подготовку к снегопадам выписаны штрафы и составлены рекомендации для аэропортов Франкфурта, Парижа и Лондона на основе правил стокгольмского аэропорта, где снегопады бывают часто.
Во-вторых, топ-менеджеры авиакомпаний и обслуживающих организаций отказались от бонусов, переведя эти деньги (десятки миллионов долларов) на компенсации пострадавшим. Замечу - это делалось по личной инициативе.
Проще говоря, для Европы такая дезорганизация - исключение из правил. Для России это - правило и только правило. Со времён царя Гороха всякие и всяческие неприятности оказываются для нас сюрпризом, хотя происходят гораздо чаще, чем в других странах. К аварии в Чернобыле мы были абсолютно не готовы - и никто не знал, что делать. К аварии "Курска" мы были совершенно не готовы - и никто не знал, что делать. К пожарам этого лета мы были снова не готовы. И к митингу на Манежной мы были опять не готовы. Сегодня пролился ледяной дождь, Домодедово встало - и опять менеджеры и чиновники не готовы. Автобусов нет, информации нет, света нет, таксисты дерут втридорога, и к людям даже никто не вышел их успокоить.
Но самое главное - у нас никто не почесался наказать раздолбаев, и никто из раздолбаев не почешется помочь людям из миллионных зарплат. У нас нет обратной связи. Поэтому в следующий катаклизм, который непременно произойдёт, мы опять будем щёлкать клювом и взирать на анархию.
Честное слово. Половина Европы в последние дни была завалена снегом, и пассажиры сутками напролёт торчали в аэропортах, матеря на чём свет стоит авиакомпании, менеджеров по связям с общественностью и социальные службы - с людьми никто не общался, людей никто не эвакуировал в гостиницы, людям не обеспечили даже одеял: так и спали на голом полу.
И вот сегодня европейская сказка повторилась в Домодедово. Застрявшие в терминале пассажиры оказались в полном информационном вакууме, дополнительных автобусов для вывоза тысяч бедолаг не было, работники аэропорта удирали от людей на всех парах, отказываясь давать комментарии. Таксисты - как и во время весенних взрывов на Лубянке и Парке Культуры - в несколько раз взвинтили цены за поездку в Москву, цинично отвечая пассажирам, что "много вас тут, а нас мало" и "спрос рождает предложение".
И всё-таки, между Европой и Домодедово есть разница.
Во-первых, в Европе виновные лица уже получили по кумполу от Еврокомиссии - за плохую подготовку к снегопадам выписаны штрафы и составлены рекомендации для аэропортов Франкфурта, Парижа и Лондона на основе правил стокгольмского аэропорта, где снегопады бывают часто.
Во-вторых, топ-менеджеры авиакомпаний и обслуживающих организаций отказались от бонусов, переведя эти деньги (десятки миллионов долларов) на компенсации пострадавшим. Замечу - это делалось по личной инициативе.
Проще говоря, для Европы такая дезорганизация - исключение из правил. Для России это - правило и только правило. Со времён царя Гороха всякие и всяческие неприятности оказываются для нас сюрпризом, хотя происходят гораздо чаще, чем в других странах. К аварии в Чернобыле мы были абсолютно не готовы - и никто не знал, что делать. К аварии "Курска" мы были совершенно не готовы - и никто не знал, что делать. К пожарам этого лета мы были снова не готовы. И к митингу на Манежной мы были опять не готовы. Сегодня пролился ледяной дождь, Домодедово встало - и опять менеджеры и чиновники не готовы. Автобусов нет, информации нет, света нет, таксисты дерут втридорога, и к людям даже никто не вышел их успокоить.
Но самое главное - у нас никто не почесался наказать раздолбаев, и никто из раздолбаев не почешется помочь людям из миллионных зарплат. У нас нет обратной связи. Поэтому в следующий катаклизм, который непременно произойдёт, мы опять будем щёлкать клювом и взирать на анархию.