В Москве проходит 34-й кинофестиваль, причем он организован таким образом, что смотреть фильмы можно круглосуточно, а картины представлены на любой вкус. Однако, внимание всех зрителей приковано к конкурсной программе. Известно, что фанаты и ценители документальных фильмов в прошедшие выходные практически не покидали залов показа, так как графика показ отличался особой плотностью, да и картины к просмотру предлагалась весьма интересные.
В частности, в «Перспективах» кинозрители смогли посмотреть российско-грузинскую комедию «Ана-Бана», которая была снята согласно классическому грузинскому жанру. Однако многие поклонники были весьма расстроены тем фактом, что был снят с показа, запланированный на воскресенье показ картины Диктины Худ «Разрушители», где в главной роли снялся Бенедикт Камбербэтч. Теперь пресс-показ этой картины запланирован на 9 утра буднего дня.
Хорошо, что зрителям удалось посмотреть в рамках основного конкурса премьеру мистической драмы «Орда», режиссером которой является Андрей Прошкин, сценарист Юрий Арбатов.
История «Орда» полностью вымышленная, однако она написана на основании существующих реалий. Как заявил режиссер картины, все ее персонажи на самом деле жили в середине 14 века. Также специалисты утверждают, что существовали эта самая Орда - один из самых страшных и жестоких миров, обретавшихся на Земле. В этом мире человеческая жизнь не стоила ничего, люди в любую минуту могли подвергнуться унижениям, издевательствам. Постоянные набеги, поборы, даже сами властители не имели особых привилегий.
Сюжет картины рассказывает о том, как непринужденно и просто происходит переворот в государстве: хан Тинибек (Андрей Панин) погибает от руки Джанибека (Иннокентий Дакаяров), который провозглашает себя правителем, вся власть попадает к нему в руки. Остается дело за самой малостью, чтобы Джанибека официально признала мать погибшего Тинибека Тайдулы (Роза Хайруллина). Обдумав все варианты и поняв свою выгоду, женщина соглашается подтвердить право Джанибека на трон. На некоторое время воцаряется период всеобщего примитивного ликования. Примечательно, что даже грозные поработители при этом обладали психологией трусливых рабов, а у них в голове на первом месте была только мысль о том, как остаться живым самому любым способом, даже если для этого придется предавать своих близких. Но если кому-то из слуг выпадет возможность доказать свою лояльность к существующей власти, то они мне упустят этот шанс.
Однако однажды в Орду приходит беда – кто-то сглазил Тайдулу или заколдовал. Потому, что женщина вдруг упала замертво, а очнувшись, обнаружила, что у нее пропало зрение. Все органы и части тела остались на месте, душа осталась такой же скрытной, но глаза перестали видеть этот мир. Целители многих стран приезжали, чтобы попытаться исцелить ханшу, но ничего у них так и не вышло. Поэтому все они распрощались со своей жизнью, прямо возле ложа больной. Остался только один-единственный шанс исцелить больную – это обратиться к «великому колдуну» митрополиту Алексию (Максим Суханов) и попросить его приехать в Орду. Конечно, Алексий вряд ли на это согласиться, но всегда можно пригрозить ему великими бедами и набегами на Московское княжество. Дело в том, что далеко идет молва будто молитва митрополита способна исцелить любую болезнь. А сам Алексий уверен: раз вся его жизнь была посвящена служению Богу, то Спаситель должен отблагодарить его и вернуть «должок».
В целом картина «Орда» вышла тяжелой и мрачной. Этот фильм заставляет задуматься и пробирает до самого сердца. Задуматься о своей стране и о людях, тем более, что ситуация очень напоминает современное положение дел в России. Секрет своего сценария раскрыл сам автор сценария на пресс-конференции. Юрий Арабов рассказал, что на самом деле он так и хотел написать сценарий «современной картины о хождении интеллигента». Также им двигала мысль донести до зрителя идею о том, что на самом деле «Бог не отвечает на заказы, кто бы их не делал».
Юрий Арбатов еще рассказал журналистам о том, как так получилось, что он, автор «Молоха», «Тельца» и «Фауста» решил написать сценарий для продюсерского центра «Православная энциклопедия». Сценарист заявил, что сначала он ответил отказом на данное предложение, потому, что одним из главных героев являлся православный святой, святитель Алексий, что противоречит понятиям самого Арбатова о кинематографе. Однако продюсер «Орды» Сергей Кравец на доводы сценариста о том, что русское православие помогает державности – это не его тема, спросил: какая его тема? Арбатов ответил, что его тема – это тема жертвенности. Это рассказ о том, как с помощью большой жертвы можно изменить мир, одержать победу, в том числе и на материальном уровне. Тогда Кравец заявил, что это как то, что им нужно.
Кстати, авторы картины утверждают, что жестокость, бесперспективность и мрачность - это не обвинения «Орды», так как в такие претензии нельзя к ней применить относительно заданного исторического контекста. Просто съемочная группа хотела добиться эффекта полного погружения зрителя в атмосферу жизни народа Орды, людей, которые там существовали. Поэтому заявления о мрачности картины – это своего рода комплименты авторам фильма, которые смогли при помощи игры актеров, декораций и костюмов смогли оживить своих персонажей. Придать им всю полноту духовной красоты и душевного уродства.
Режиссер Андрей Прошкин в связи с этим заявил, что в стране есть актеры, которые могут играть, а отечественный кинематограф вполне может снимать картины мирового уровня, в том числе, применяя ту же компьютерную графику. И слова Прошкина не расходятся с действительностью, потому, что в настоящее время картина уже продана в США, Канаду, Австралию и многие европейские страны, а также Турцию, Японию и Южную Корею. В России фильм «Орда» выйдет в прокат 20 сентября.