FPS — это лакмусовая бумажка технологических способностей платформ. На данный момент консоли нового поколения просто обязаны захватывать дух многополигональными моделями и окружением, обклеенным текстурами высокого разрешения. Обычно в погоне за красивой картинкой про геймплей забывают, и приходится довольствоваться набившими оскомину забегами по бесконечным густонаселенным враждебной живностью коридорам. Хвала небесам, в последнее время разработчики стали уделять повышенное внимание игровому процессу в шутерах. Так, владельцы Xbox 360 еще зимой смогли насладиться достаточно оригинальной Gears of War. Обладателям же PlayStation 3 повезло меньше: местный хит — Resistance: Fall of Man — получился классической коридорной стрелялкой. Поэтому адепты Sony с большим энтузиазмом приняли The Darkness, ставший первым шутером на их консоли с вменяемым синглплеером.
Темная сторона сильной стороны
Историю и сеттинг разработчики The Darkness позаимствовали у одноименного комикса. Главный герой — Джеки Эстокадо — наемный убийца, которому только что исполнилось 21. Он приходит в себя в машине, мчащейся по туннелю на огромной скорости. Определенно что-то все-таки случилось… И действительно, двое подельников на переднем сиденье рассказывают, что рядовая сделка пошла не так. Теперь за ними гонятся продажные полицейские, посланные Поли Франчетти — дядей Джеки и, по совместительству, доном нью-йоркской мафии. Поли подозревает Эстокадо в измене и готов истребить парня во что бы то ни стало. Джеки принимает вызов, и тут начинается настоящая война.
Сколько среднестатистический американец с итальянскими корнями может продержаться против мафии? Час-два, не более. Но у семьи Эстокадо есть маленький секрет: ровно в 21 год внутри каждого ее представителя просыпается тьма: из спины вырастают змееподобные сущности, внутри какой-то голос говорит гадости, а белый свет становится не мил. Благодаря сверхъестественным способностям Джеки устилает дорогу к любимому дядюшке трупами мафиози, полицейских, спецназа. Параллельно Эстокадо хочет избавиться от Тьмы, и этот путь заносит его прямиком в ад, где гремят пушки Первой Мировой…
Темные силы в бою
Щупальца тьмы не могут все время торчать из-за спины Джеки, это неэстетично и непрактично, ведь на них тратится энергия. Включить-выключить режим Darkness можно левым шифтом — по краям экрана появятся зубастые головы, а предметы приобретут золотую окантовку. Но учтите, тьма — на то и тьма, чтобы к своей противоположности относиться недружелюбно — будете долго стоять на свету, и сверхъестественная сущность спрячется внутрь Джеки.
Ваша энергия расходуется на любые темные делишки. Например, в режиме Darkness Эстокадо весьма огнеупорен и может «принять на грудь» несколько очередей из автомата. Однако есть тут одно но: он должен стоять в темноте и кормить Тьму. В The Darkness наш злейший враг — лампочки, избавившись от освещения, мы становимся практически неуязвимыми. Ближе к середине прохождения враги понимают эту особенность организма Джеки и начинают во всю использовать прожекторы…
Самый простенький из темных талантов Эстокадо — установка защитного барьера, он есть у вас с самого начала. Но по мере прохождения, кушая сердца поверженных, Тьма будет прокачиваться и приобретать все новые и новые способности. Впрочем, изначально мы еще можем посылать одну из змей «на разведку». Ползает отпрыск Искусителя и по стенам, и по потолку и способна помочь быстро и эффективно расправиться с тяжеловооруженным отрядом, что спрятался за углом. Правда, правило «бойся света» никто не отменял, и лучше обползать освещенные участки местности, иначе змея вернется назад. Кроме того, она позволяет проникать в вентиляционные шахты и узкие щели, чтобы открыть дверь, запертую с другой стороны. Другая способность героя — удар хвостом: однократное нажатие на правый шифт, и Тьма сделает выпад одним из отростков, а зажатый шифт — позволит хвосту ухватиться за предмет впереди, подняв его в воздух. В роли вещи выступают противник или ящик, которым, к примеру, можно прикрыть вентиляцию, откуда распыляется газ…
Главное демоническое оружие — два пистолета «темного» происхождения, несильных, но «бесконечных», подпитываемых темной энергией. В условиях перманентного дефицита патронов — это отличное средство расправы с врагами. Кроме того, с середины игры в арсенале появится Черная дыра — способность, стягивающая предметы и людей в клубок. Она позволяет выбить плохо закрепленную решетку, преграждающую путь, или просто оправить в ад побольше противников, что столпились перед вами.
Подкрепление с того света
В одиночку даже такому бравому парню, как Джеки «Тьма внутри» Эстокадо, в тех адских условиях, в которые он попал, пришлось бы тяжко. Но на помощь приходят дарклинги, забавные гоблины, попадающие в наш мир через порталы, заботливо расставленные по уровням (а заодно еще и питающие нас энергией). Дарклингов бывает четыре вида, чтобы вызвать нужный — зажимаем левый шифт и кнопками с буквами (или с геометрическими фигурками на PS3) выбираем, какой помощник нам сейчас требуется. На старте доступен только Берсеркер, которого можно натравить на врага или заставить откатить машину, подпершую ворота. Вскоре к нему присоединится Пулеметчик, способный даже остановить поезд, но обычно использующийся против многочисленных надоедливых противников. Следующий гоблин — Камикадзе, забегающий в гущу врагов и ожидающий, пока вы в него выстрелите. Кроме того, он идеально подходит для разрушения хрупких стен. Наконец, дарклинг под позывным Электрик изничтожит электричеством все лампочки в радиусе действия и запустит разрядившийся в аду мотор…
Напоминаем, что существа из ада люто боятся света. Если вы не озаботитесь устранением лампочек, гоблин будет некоторое время бегать и ругаться, после чего испустит дух и вернется домой. Кстати, для дарклингов можно собирать «костюмы». Никакой боевой пользы это не принесет, зато эстетическое удовольствие вы точно получите. Поверьте, гоблин во фраке выглядит так элегантно…
Однажды в Нью-Йорке
Как вы уже заметили, темные способности Эстокадо находят самое непосредственное применение не только в процессе шинковки и фаршировки вражин, но и в разгадке задачек, которые любезно предлагают дизайнеры уровней. Что характерно, на протяжении игры нам не встретилось больше одной-двух одинаковых загадок, за исключением достаточно распространенной практики ползания змеей и перекусывания засовов да вентиляторов… Так, электрического дарклинга в обязательном порядке придется вызвать всего один раз, а в боях он не сильно полезен.
Игровой процесс The Darkness — нечто среднее между шутером со свободным геймплеем, как в S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, и шутером линейно-коридорным. Те части, что происходят в Нью-Йорке, вертятся вокруг двух станций метро. Обновилось задание — смотришь, куда надо прийти, и отправляешься в путь. Спускаешься в метро, изучаешь указатели, едешь, выходишь в нужном районе. Затем, на поверхности, подходишь к щиту с картой и ищешь нужную улицу. Потом находишь человека, с которым нужно поговорить (выбор вариантов ответа в диалоге есть), а дальше уже по накатанной дорожке.
Но все это — лишь иллюзия свободы. На самом деле, подобные действия приходится совершать редко, и они не успевают надоесть, большую же часть времени нас ведут по очень даже линейному сюжету. Впрочем, иногда сценарий разрешается отставить в сторонку. Игра предлагает несколько дополнительных квестов, которые сюжетно ничего не изменят, но смогут продлить знакомство с проектом и подарят дополнительный контент. Джеки — личность популярная, люди в метро так и норовят попросить его помочь. Гопники отобрали гармошку? Эстокадо спешит на помощь! Парень выгнал девушку из дома? Приходим в гости и под музыку рок-группы в телевизоре устрашаем мужика своим истинным обликом…
Успешно выполнив побочные квесты, мы получаем номера телефонов (они так же встречаются по мере прохождения в укромных местах). Если позвонить по номерам, можно услышать презабавнейшие монологи и открыть бонусы, к примеру, первую часть комикса The Darkness или ролики и скриншоты из проекта.
Тьма под контролем
The Darkness выпущена исключительно для консолей нового поколения, и спешим вас заверить: обе версии игры одинаковы. Правда, по неподтвержденным данным, PS3-версия идет при 30 FPS, а Xbox 360 — при 60, впрочем, проседания бывают и на приставке от Microsoft. Основное же различие между двумя вариантами — в управлении. Геймпад Xbox 360 способен вибрировать и предлагает стрелять всамделишными курками-триггерами, которые, имея долгий ход, создают полную иллюзию реальности. На PS3 же контроллер Sixaxis вибрацией обделен, а вместо курков применяются аналоговые кнопочки с очень небольшим ходом.
Если вы — адепт PC-гейминга, то вам будет в диковинку играть с геймпадов. Конечно, при желании, к консолям можно подключить клавиатуру с мышкой (к PS3 — совсем просто, с Xbox 360 придется повозиться, но это тоже реально). Но стоит привыкнуть, и вам будет уже несложно расправляться с врагами. В конце концов, разработчики делают все, чтобы игрокам было комфортно: скорость горизонтального обзора намного выше вертикального, особым образом проектируется дизайн уровней, в проекты встраивается мини-система наведения. Как и в консольной GRAW, в The Darkness пули летят в цель, даже если вы стреляете чуть в сторону — на какие только шаги не пойдешь, ради завлечения геймеров.
Огнестрельное оружие присутствует в должном количестве, правда, без изысков: пара пистолетов, узи, шотган, автоматы Калашникова и М16, пулемет. Что радует: недостаток патронов вынуждает пользоваться всеми «пушками» в равной мере и не испытывать при этом дискофорта, поскольку нет здесь суперсильного и суперслабого вооружения. Оно, конечно, отличается, но в разумных пределах. Вообще, если хватило бы патронов, можно было бы пройти всю игру даже с парой пистолетов… Единственный минус — катастрофически недостает гранат, они отсутствуют, как класс. А мы уже так привыкли закидывать ими окопавшегося врага и ждать его истошных криков: «Граната!»…
The Darkness сочетает мрачную романтику, депрессивные нотки и отъявленную жестокость. Пожирающие сердца головы трапезничают со вкусом, делясь друг с другом лакомыми кусочками, и все это происходит прямо на наших глазах! Если подбежать вплотную к врагу и выстрелить, Джеки схватит жертву, приставит пистолет к подбородку и выпустит мозги. Кроме того, игра, как фильмы Тарантино, — отличный самоучитель сквернословия по-американски…
Заключение
The Darkness сочетает в себе все лучшее из Silent Hill, Max Payne, Fahrenheit и Condemned: Criminal Origins. В отличие от последней, проект не надоедает через пару часов, а держит на крючке до самого финала. Как справедливо выразился один западный коллега: «Игра не очень большая, но, пройдя ее, тебе кажется, что ты уже столько всего повидал!». Разработчики действительно приготовили уйму вкусностей, однако подавали блюда по одному, во избежание передозировки… И фокус удался! Так что «Наш Выбор» мы вручаем без тени сомнений.
ЗА:
Увлекательный сингл;
Отличная графика;
Проработанные дополнительные квесты.
ПРОТИВ:
Нестабильный мультиплеер;
Неявные загадки;
Модели персонажей могли бы быть получше.