Существуют разработки, которые разделяют изображение для правого и левого глаза зрителя, достигая примерно такого же эффекта, как поляризующие очки. К сожалению, в данном случае наслаждается объемной картинкой кто-то один, так как зритель должен сидеть точно напротив середины экрана.
Возможно, вскоре ситуация изменится. Новый формат для 3D-дисплеев, над которым работает Иан Секстон и его коллеги из университета де Монфор в г. Лестере (Великобритания), должен обеспечить стереопросмотр из любой точки помещения и без специальных очков. Помимо того, что трехмерная картинка станет видна не только одному зрителю, но и сразу целой семье, эта технология может быть усовершенствована до такой степени, что разные люди смогут в одно и то же время смотреть разные каналы.
Принцип работы любого видео в формате 3D основан на том, что для правого и левого глаза воспроизводятся слегка различающиеся изображения. Мозг можно "обмануть", потому что именно так он воспринимает объем, будучи лицом к лицу с реальным миром, а не с плоским экраном.
Существующее 3D-телевидение (по крайней мере того вида, который не требует очков) создает раздельные изображения, отображая их в виде чередующихся вертикальных полос на экране. Свет от этих линий направляется к глазам через крошечные линзы или дифракционные решетки перед каждым пикселем (точки, из которых состоит изображение. – Прим. The Economist). При этом изображение от одного набора полос видно только правому глазу, а от другого – только левому.
Звучит сложновато, но все это работает – правда, только для одного зрителя. Доктор Секстон и его коллеги приспособили технику таким образом, чтобы можно было одновременно запускать каждое изображение в нескольких направлениях. Благодаря этому трехмерное видео смогут смотреть сразу четыре человека, даже пока они ссорятся за место на диване. Этого удалось достичь путем добавления к оборудованию двух новых устройств. Одно из них – это система, которая следит за местонахождением зрителей. Второе – новейшая дифракционная техника, известная как голографическое проецирование.
Система, которая ориентируется на местоположение зрителей, разработана в Фраунгоферовском институте Генриха Герца в Германии. Она определяет, на каком расстоянии находится голова зрителя, основываясь на визуальной оценке ее размера (и, разумеется, в каком направлении). Устройство также может определять и отслеживать положение глаз, то есть оно четко "знает", куда какое изображение нужно направить, и затем передает эту информацию на голографическую проекционную систему.
Эта система не использует обычные голографические изображения, это – особый способ проецирования пучка световых лучей туда, куда необходимо. Такой эффект достигается благодаря использованию особого типа жидкокристаллической матрицы, разработанной британской фирмой Light Blue Optics, которая также развивает эту технологию для применения в мини-проекторах. Ориентация жидких кристаллов в матрице контролирует направление, в котором от них отражается свет. А ориентация кристаллов, в свою очередь, контролируется системой слежения. В итоге кристаллы могут направлять свет на четыре разные точки, соответственно местам, где находятся правый или левый глаз зрителя.
Во время приема сигналов в режиме мультивидео и передачи их разным зрителям за происходящим на экране одновременно могут наблюдать несколько человек, однако зрителям, если они смотрят разные программы, само собой, потребуются наушники для прослушивания разных звуковых дорожек.
Вероятно, через несколько лет вы сможете установить одну из таких систем у себя дома. Доктор Секстон полагает, что в массовое производство они будут запущены в течение десяти лет. Но внедрение этих разработок в отдельных областях, особенно в медицине, произойдет еще раньше. Врачам это окажет неоспоримую помощь – если, к примеру, изображения с эндоскопа будут демонстрироваться в формате 3D. Впрочем, это, наверное, не совсем то, что вам захочется видеть у себя в гостиной.