В эстонском парламенте прошло первое чтение законопроектов, которые определяют порядок противостояния участникам массовых беспорядков. В самой республике и за ее пределами эти документы сразу и без обиняков назвали «законами бронзовой ночи». Даже в лояльных эстонских СМИ звучит такое определение.
Особый цинизм властей в том, что эти нормы раcсматриваются в канун очередной годовщины памятной «бронзовой ночи», когда эстонская элита продемонстрировала свой откровенно антироссийский настрой. Напомним: 27 апреля 2007 года силовые структуры страны разогнали участников акций протеста, выразивших возмущение сносом памятника в центре Таллина воину-освободителю, известного под названием «Бронзовый солдат».
Тогда тоже власти проявили особый цинизм, провокационно устроив все это в канун празднования Дня Победы. Естественно, такое действие не могло остаться без политических последствий - тысячи людей вышли на улицы, протестуя против сноса памятника.
Они явились на площадь Тынисмяги, где стоял монумент, еще перед его уничтожением. Это было 26 апреля. Людей разогнали. А утром 27 апреля «Бронзовый солдат» исчез. И тогда терпение лопнуло, вспыхнули настоящие волнения – не только в Таллине, но и в городах Северо-Востока Эстонии, где преимущественно – русское население.
В ночь 27 апреля полиция Таллина была особенно жестока. Участников акций протеста избивали, свозили на стадион, арестовывали – многих вовсе без причин. Возмущенные люди стали сопротивляться, и это вылилось в побоище. Было задержано 1250 человек, причем примерно треть – эстонцы. Возмущение оказалось всенародным. Травмы получили 200 человек, включая 29 полицейских. Погиб русский житель Эстонии Дмитрий Ганин – убийц, кстати, не нашли до сих пор. Или не хотят найти - ведь велась видеозапись беспорядков.
Многочисленные свидетельства жестокого обращения полиции с людьми, в том числе и заявление гражданина Германии, случайно попавшего «под раздачу», эстонские власти фактически проигнорировали. И все же слишком много было нареканий на действия стражей порядка. Те эксперты, которые полагают, будто власти приняли эти нарекания к сведению и решили «откорректировать» действия полиции, глубоко ошибаются. Власти пошли по другому пути.
Депутаты разработали проект закона, который дает право на участие в разгоне демонстраций не только полицейским, но также солдатам и даже добровольной военизированной организации «Кайтселийт» – так называется местный Союз обороны, имеющий глубокие националистические корни.
Его история началась в 1917 году. Когда к власти в Эстонии пришел большевистский военно-революционный комитет, в стране стали образовываться национальные формирования во главе с зажиточными крестьянами, хозяевами магазинов и небольших предприятий. Они стали вооружаться, чтобы противостоять большевикам. Конечно, в этом была логика, но тут же проявилась предательская суть нового добровольческого союза. Если бы они воевали со всеми «пришельцами», было бы понятно – борются за свободу, хотя большевиков к «пришельцам» трудно было причислить, ведь это были свои сограждане. И вот в феврале 1918 года в Эстонию вошла кайзеровская армия, и местные добровольцы решили соблюсти в отношении оккупантов... нейтралитет. Зато они захватывали власть на местах и арестовывали большевиков.
В 1992 году после выхода Эстонии из состава СССР «Кайтселийту» вернули не только статус, но и признали на государственном уровне. Теперь националисты-добровольцы имеют особые полномочия. Им возвращены стрелковые клубы и тиры с оружием и боеприпасами.
«Кайтселийт» введен в состав Сил обороны Эстонской республики. Руководители этой добровольческой организации получают воинские звания и права офицеров регулярной армии. Командира "Кайтселийта" и начальника штаба назначает правительство Эстонии по предложению руководителя главного штаба Сил обороны. Организация финансируется из средств бюджета – на ее содержание идут деньги, предусмотренные для вооруженных сил. Отделения «Кайтселийта» действуют во всех уездах республики. Общая численность достигла 20 тысяч человек. И все это – не считая непосредственно Сил обороны. Для чего такая большая армия маленькой республике, с которой никто не собирается воевать?
Чтение законов, регулирующих, как дипломатично формулируется в документах, действия государства во время массовых беспорядков, чрезвычайной ситуации и во время бедствия, показало, что власти готовы бросить вооруженных националистов против «инородцев».
Согласно законопроекту, упрощается порядок введения чрезвычайного положения, когда Силы обороны и «Кайтселийт» можно использовать для защиты жизненно важных объектов или, как говорится в документе, для предотвращения... насильственной изоляции какого-либо региона страны. Но кто собирается изолировать какой-либо регион страны – с чего вдруг депутаты решили, будто такое возможно? В самой формулировке очевидная провокация, направленная и на стравливание жителей двухобщинного общества Эстонии. Известно ведь, что на Северо-Востоке страны есть регионы с русским населением, составляющим здесь более 90 процентов. Но большинство из них лишено элементарных политических прав. Теперь против них настраивают эстонское население, которое не может не реагировать на такие формулировки, и законодательно «натравливают» вооруженных националистов из «Кайтселийта».
Еще в прошлом году известный эстонский публицист, председатель Русского института Эстонии и сопредседатель Союза русских общин Европы Михаил Петров высказал мнение, что властями республики будет разработан пакет законов «бронзовых ночей» специально для полицейского контроля государства. Развитие событий показывает, что Петров оказался абсолютно прав. Сегодня такой пакет законов принят в первом чтении.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. И дело не только в том, что эстонская верхушка прямо или косвенно поддерживает фашистов из эстонского легиона СС и многое делает для того, чтобы переписать историю, поддержать гитлеровских недобитков, умалив при этом победу советского солдата в борьбе с фашизмом. Дело еще и в активности перевертышей из партийной советской номенклатуры, которым нужно доказать свою преданность новым хозяевам. Они и в советские годы активно доказывали свою якобы коммунистическую состоятельность, и сейчас действуют также, только с идеологической точностью «до наоборот».
У них прекрасный опыт противодействия «инакомыслящим» еще с советских времен и соответствующий провокационный менталитет. Главное действующее лицо – премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, который с изощренной точностью рассчитал и время сноса в апреле 2007-го памятника воину-освободителю и сейчас - время продвижения пакета документов для подавления народных волнений.
Хотя и называются эти документы вроде бы вполне демократично. В этом тоже своя изощренность. Ансип когда-то заведовал орготделом тартуского горкома КПСС. Даже местная пресса не жалеет своего премьера, расписав его идеологический подвиг времен застоя. На его счету жестокое подавление студенческой демонстрации, приуроченной к юбилею Тартуского договора 1920 г., давшего Эстонии независимость. Он, конечно, отрицает свою причастность, хотя пресса публикует документы. Как отрицает местная элита свои симпатии к фашистам. Но все и так очевидно...
http://svpressa.ru