Нижняя палата парламента Японии 11 июня приняла закон, подтверждающий суверенитет Токио над несколькими Южно-Курильскими островами, которые в настоящее время находятся под юрисдикцией России.
В течение последних трёх столетий вопрос о принадлежности островов Курильской гряды и острова Сахалин оспаривался неоднократно, и в зависимости от итогов той или иной войны менялась и конфигурация российско-японской и советско-японской границы. После окончания Второй мировой войны спорные территории отошли к Советскому Союзу и были включены в состав РСФСР. Однако мирного договора между сторонами подписано не было ввиду отсутствия самих договаривающихся сторон: акт присоединения был односторонним, по специальному Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года.
Нижняя палата парламента Японии 11 июня приняла закон, подтверждающий суверенитет Токио над несколькими Южно-Курильскими островами, которые в настоящее время находятся под юрисдикцией России.
В течение последних трёх столетий вопрос о принадлежности островов Курильской гряды и острова Сахалин оспаривался неоднократно, и в зависимости от итогов той или иной войны менялась и конфигурация российско-японской и советско-японской границы. После окончания Второй мировой войны спорные территории отошли к Советскому Союзу и были включены в состав РСФСР. Однако мирного договора между сторонами подписано не было ввиду отсутствия самих договаривающихся сторон: акт присоединения был односторонним, по специальному Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года.
Вообще фактор "односторонности" весьма характерен для сферы российско-японских отношений. Например, в 1905 году во время подписания Портсмутского мира (по окончании русско-японской войны) японская сторона неожиданно потребовала от России в порядке контрибуции и остров Сахалин, заявив при этом: "Война перечёркивает все прежние договоры. Вы потерпели поражение в этой войне, и мы намерены исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки".
Видимо, "сложившаяся на сегодняшний день" обстановка и позволила японским парламентариям вновь обратиться к этому вопросу. Впрочем, проблема "северных территорий" всегда находилась в центре внимания властей этой страны. Не далее как 21 мая этого года премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания Верхней палаты парламента назвал Южные Курилы "незаконно оккупированными территориями" и заявил, что ждёт от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как "незаконное" и "политически некорректное".
Тем не менее старт был дан. 11 июня японские депутаты уже единогласно проголосовали за закон, в одностороннем порядке провозглашающий острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и группу островов Хабомаи "неотъемлемой частью Японии". Новый закон призван дополнить уже существующие законодательные акты по Курилам, в первую очередь Закон "О специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий". Госорганам Японии предписывается приложить максимум усилий для "скорейшего возвращения исконно японских северных территорий". В новом законодательном акте отмечается важность разработки специальных мер именно "в преддверии российско-японских переговоров, которые пройдут на июльском саммите "большой восьмёрки", чтобы придать новый импульс проходящей в Японии кампании по возвращению островов".
Позиция японских парламентариев откликнулась мощным резонансом в России. "Решение парламента Японии носит беспрецедентный характер и очевидно выходит за рамки международной практики решения каких-либо спорных вопросов, - заявил в тот же день председатель комитета Госдумы по международной политике Константин Косачёв. - С международно-правовой точки зрения это решение ничтожно. Оно совершенно точно не выйдет за стены японского парламента и уж точно не повлияет на позиции российской стороны. Нынешняя позиция японских парламентариев напоминает мне сказку Пушкина о старике и старухе, где старуха мечтала стать владычицей морской, а осталась у разбитого корыта".
"Мы категорически против любого факта посягательства на наши территории, - отметил секретарь президиума генерального совета партии "Единая Россия", вице-спикер Государственной Думы Вячеслав Володин. - По российско-японским связям может быть нанесён удар, определяющий наши взаимоотношения на много лет вперёд. Вопрос о Курильских островах давно решён. Возвращаться к нему - значит не просто пытаться переписать историю, но и вбивать клин между нашими народами, вызывать напряжение в и так непростой мировой ситуации".
В ответ на решение японских законодателей Москва заявила, что готова принять встречный закон по Курильским островам. 24 июня российские законодатели приняли специальное заявление Госдумы, где говорилось: "Принятые японскими парламентариями поправки юридически фиксируют отказ Токио от любых компромиссов и лишают правительство Японии свободы манёвра в диалоге с российской стороной, а сам диалог - какой-либо перспективы…
Какими бы внутриполитическими соображениями ни руководствовались японские парламентарии, депутаты Госдумы полагают недопустимыми попытки ставить отношения между государствами и народами в зависимость от конъюнктуры и настроений японской политической элиты".
Российская сторона действительно крайне ревностно относится к любой полемике вокруг вопроса о Курилах, и, видимо, у неё есть на то свои основания. Есть мнение о том, что островная гряда важна в стратегическом плане. Геополитическая ценность островов в том, что именно между ними и пролегают единственные российские незамерзающие проливы (Екатерины и Фриза) из Японского моря в Тихий океан. Таким образом, в случае передачи островов Японии тихоокеанский флот России в зимние месяцы будет испытывать большие трудности по выходу в акваторию Тихого океана.
Существует и другая точка зрения относительно нежелания России идти навстречу японцам. Это боязнь мощной цепной реакции по мусульманским автономиям Северного Кавказа и Приволжского бассейна, которая может быть спровоцирована подобной уступкой. Иными словами, боязнь прецедента. Тем не менее, после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, её непоколебимые, казалось бы, позиции на предмет отстаивания территориальной целостности государств несколько расшатались, проявлением чего и стало (по мнению некоторых аналитиков) решение японского парламента.
Впрочем, едва ли правильно объяснять позицию России одним, отдельно взятым фактором. Сумма самых разных факторов, причём не в последнюю очередь исторических (в конце концов, за эти земли велись войны и проливалась кровь в течение трёх столетий), и обуславливает соответствующую позицию Москвы. В противном случае, почему бы не пересмотреть историю всех великих держав, которые стали таковыми, в том числе и в результате войн. И в этом смысле всё предельно ясно.
Однако те же великие державы не желают понимать позицию армянского мира. В марте 2005 года на проходящих в Ереване открытых слушаниях по проблеме Нагорного Карабаха вопрос "северных территорий", разумеется, не обсуждался. Но он всё же был затронут. Это произошло сразу после озвученной Владимиром Казимировым схемы – "Территории взамен на безопасность", предусматривающей передачу Азербайджану контролируемых армянскими силами самообороны всех районов вокруг бывшей НКАО "взамен не на статус Нагорного Карабаха, а на безопасность вокруг него". Академик Рафаэл Казарян выступил с достаточно резким возражением: "Почему бы в таком случае Москве не передать японцам Курильские острова, занимающие ничтожную площадь в сравнении с территорией России, не подписать с Японией мирный договор взамен на безопасность в регионе?". Ответа, естественно, не последовало…
http://www.inoforum.ru/inostrannaya_pressa...mi_i_karabahom/