Один из основателей Intel, Гордон Мур, еще в 1965 г. предсказал, что количество элементов в микросхемах будет увеличиваться вдвое каждые два года. И что бы вы думали, предсказание сбывается. Для Интернета можно сформулировать другой, несколько менее строгий закон: объемы трафика в сети каждый год увеличиваются в два с небольшим раза. Например, за последние пять лет трафик вырос более чем в 60 раз — в основном благодаря «прожорливым» видеосервисам типа YouTube и пиринговым сетям. Так будет продолжаться и в ближайшие 1,5-2 десятилетия, уверен президент British Telecom (BT) в России и СНГ Ричард ван Вагенинген. Чем заполнить трафик — найдется: с каждым годом появляются все новые приложения. Как раз это и может стать проблемой: технологии развиваются настолько бурно и непредсказуемо, что вскоре люди могут превратиться в киборгов, а программы начнут писать себя сами. Придется установить этический контроль за новыми разработками, предрекает ван Вагенинген, — как сейчас за клонированием и опытами со стволовыми клетками.
Теряя контроль
Через полтора десятка лет мы будем видеть мир совсем не таким, каков он на самом деле. Просто потому, что для многих людей главным будет мир виртуальный, который можно сконструировать по своему желанию. Примеры есть уже сейчас. «У одной моей знакомой в реальной жизни есть молодой человек, однако параллельно она строила свою личную жизнь в Second Life. Недавно встречаю ее всю в слезах. Оказалось, она развелась с виртуальным мужем и воспринимает это так же, как в реальном мире», — рассказывает Ричард ван Вагенинген.
Слияние виртуального и реального миров до такой степени, что человек перестает их различать, лишь один из примеров мощного вторжения технологий в нашу жизнь. Развитие IT идет по множеству направлений, и уже скоро человечество может потерять контроль над этим процессом. Настоящего прорыва можно ожидать на перекрестке био- и компьютерных технологий, когда вживление кремниевых чипов в живые ткани будет поставлено на поток. Общество настороженно относится к таким экспериментам, но рано или поздно ему придется с этим смириться, прогнозирует ван Вагенинген. «Согласитесь ли вы вставить чип памяти себе в мозг? Скорее всего, нет. А если врач скажет, что ваша память постоянно ухудшается и единственное спасение — имплантировать такой чип?» — рассуждает он.
Возможно, люди с чипом в мозгу ничем не будут отличаться от тех, кому имплантировали донорскую почку. Но вот как быть с программами, которые создадут другие программы, задается вопросом ван Вагенинген. Такие эксперименты сейчас ведутся, и не исключено, что многие приложения в будущем станут создаваться именно так. Немудрено и вовсе потерять контроль над тем, какие функции будут выполнять программы помимо тех, ради которых они создаются. Никакой фантастики: уже сейчас ни один человек не представляет себе во всех деталях, как работает новый процессор Intel или как функционирует Windows Vista. И, конечно же, будет множество разработанных в самых благих целях технологий, которые могут применяться со злым умыслом. «Мы, например, можем сейчас использовать оптоволоконный кабель как микрофон. Такие технологии пригодятся для охраны проложенных в тайге нефтепроводов: диспетчер будет знать, что происходит в сотнях километров от него. Но, сидя в офисе в центре Москвы, мы можем слышать, что происходит рядом с кабелем, проложенным, например, к аэропорту Шереметьево. Хорошо это или плохо?» — задается вопросом ван Вагенинген.
Многие технологии, решая одну проблему, создают другие. Например, наушник со встроенным детектором лжи, который может стать реальностью в обозримом будущем. Так нужно ли предоставлять возможность IT-технологиям и дальше развиваться без всякого контроля? Сложных этических вопросов будет возникать все больше, и государству придется решать, насколько опасны те или иные новшества, уверен ван Вагенинген.
Связь или мороженое
Количество информации в Интернете растет экспоненциально, и нет оснований полагать, что этот рост замедлится. Еще 10 лет назад Интернет называли «большой информационной помойкой». Сейчас стало только хуже. «Каждые 60 секунд в Сети появляется столько информации, сколько один человек не сможет разобрать за всю свою жизнь», — говорит ван Вагенинген. Поэтому в будущем люди станут платить деньги вовсе не за информацию, которой и так слишком много, а за то, чтобы в ней ориентироваться. Выиграют компании, которые упорядочивают мир, такие как Google или Yahoo!, прогнозирует он.
А вот освободить Интернет от спама, который, по некоторым оценкам, занимает более 90% всего трафика, в обозримом будущем все-таки не удастся. Не спасут технологии и от хакерских атак. «Достичь стопроцентной безопасности невозможно даже в реальном мире», — разводит руками ван Вагенинген. Зато можно снизить негативный эффект до пренебрежимо малых величин. «Благодаря нашим спам-фильтрам я получаю спам-сообщение всего раз в 2-3 месяца. И ни разу за три года работы в России мне никто не жаловался, что наш фильтр отсеял его письмо как спам», — гордится глава российской BT.
Уже сейчас телекоммуникационные компании конкурируют не только друг с другом, но и с другими компаниями — например, авиалиниями и гостиницами. И не только с ними. «Однажды президент Nestle заявил нашему президенту, что BT конкурирует с его компанией. Ведь небогатым молодым людям, которые являются основной аудиторией кондитерской продукции Nestle, приходится порой выбирать между мороженым и услугами связи», — рассказывает ван Вагенинген. Надеяться на тотальное удешевление связи не приходится: в расчете на мегабайт цены за последние 10-20 лет упали на несколько порядков, но на столько же выросло и потребление этих услуг в мегабайтах. Так оно будет и дальше. «Телекоммуникационные компании все равно должны будут на чем-то зарабатывать. Возможно, связь станет совсем бесплатной, но появятся другие бизнес-модели», — прогнозирует ван Вагенинген.
А вот тотальной победы телекоммуникаций над транспортной отраслью и всеобщего перехода на удаленную работу, по его мнению, все же не будет. Хотя, конечно же, в будущем IT-услуги станут использоваться куда шире, чем сейчас. «За последние три месяца объем проводимых через нашу сеть телеконференций вырос на 1500%», — констатирует глава российского офиса BT. Но тут же добавляет: виртуальное общение заменяет личное лишь при том условии, что люди успели познакомиться и поработать в офлайне. «Сейчас можно проводить конференции с эффектом полного присутствия, когда кажется, что твои собеседники сидят с тобой за одним столом. И все же это не то», — замечает Ричард ван Вагенинген.
Изменится и сам бизнес IT-компаний: они будут меньше сосредоточены на самих новых технологиях и больше — на том, как сделать их удобными и полезными для каждого потребителя. По сути, телекоммуникационные услуги превратятся в сырье, из которого будут создаваться продукты для каждого конкретного клиента. «Это раньше IT-компании могли говорить: вот что у нас есть, берите или уходите. В будущем все станет по-другому: отдельные услуги будут смешиваться и образовывать новые продукты», — предсказывает ван Вагенинген. Станут создаваться целые сообщества, целью которых будет настройка для собственных нужд услуг, предоставляемых телекоммуникационными компаниями.
Мало кого будут волновать мегагерцы или количество мегабит в секунду. Важнее станет придумать, как их использовать с толком.
По материалам http://newsland.ru