Наличие собственной, пусть и небольшой, армии в наши дни отличает миллиардера от мультимиллиардера. Укрепив тылы на суше, самые богатые люди планеты приступают к созданию собственного флота.
«Если найдете мою подводную лодку, она ваша», – такая фраза могла бы спокойно слететь с уст любого из известных и неизвестных обладатель миллиардного состояния. И волноваться им не о чем, их подводная крепость будет курсировать незамеченной по всем морям и океанам.
Торговцы и создатели эксклюзивных субмарин уверяют: основное требование богатых заказчиков – секретность, основной принцип создания – фантазия.
«Все они богаты и эксцентричны, – признается Жан-Клод Карм, вице-президент по маркетингу компании U.S. Submarines Inc., занимающейся изготовлением подводных лодок на заказ. – Все держится в строжайшем секрете».
Естественно, никто никогда не узнает, кто именно является владельцами более сотен невоенных подводных лодок, ежедневно курсирующих в водном пространстве.
Их и субмаринами-то сложно сказать, это скорее подводные яхты.
«Я, конечно, не должен говорить о лодке, но это произведение искусства, – поведал журналистам издания Bloomberg Фред Роди, один из инженеров, создавших желтую субмарину для одного из основателей Microsoft Corp. Пола Аллена.
«Это грязный опасный бизнес. Если я вам расскажу, мне придется вас пристрелить», – заявил президент и основатель U.S. Submarines Inc. Брюс Джонс, впервые сконструировавший подводную лодку на заказ в 1993 году. С тех пор в любом контракте основным пунктом является обязательство не разглашать личность покупателя.
«На этом рынке легко продать лодки дешевле 150 миллионов долларов, - продолжает Джонс. – Например, у нашей Phoenix 1000 четыре этажа, это полувоенная субмарина 65 метров в длину».
На борту подобных подводных крепостей могут размещаться: гостиные, ванные комнаты, кухни, спортзал, кладовая для вина. Но вот чего на них быть не должно, так это торпед.
«Боковые гидролокаторы часто принимают за торпеды, – говорит один из инженеров, выходя из недостроенного корпуса маленькой субмарины за 350 тысяч долларов. – Представители правительства навещают нас, чтобы проверить, нет ли торпед на борту. Помимо этого владельцы обязаны уведомлять власти о своем присутствии в той или иной области. Зачастую они этого не делают, отсюда и многие проблемы».
Тем не менее, рынок эксклюзивных подводных лодок не ограничивается эксцентричными покупателями-мультимиллиардерами. Власти Таити, например, считают, что изготовление субмарин скажется на развитии туризма. Предполагается, что маленькие или большие субмарины позволят гостям острова понаблюдать за богатой морской фауной. Правда, это вряд ли понравится дельфинам. Изготовители подводных лодок, анализирующие Таити как потенциальный рынок сбыта, заметили, что дельфины сильно нервничают, когда видят, что люди на борту подводной лодки предаются забавам.
«Дельфины беспокоятся, когда видят, как люди занимаются любовью, – заметил Брюс Джонс. – Они начинают ревновать и бьются носом о стекло. Как решить эту проблему? Повесить занавески».