Труд у МЭРТ получился увесистым в прямом и переносном смысле. На 130 страницах рассказывается о том, как Россия должна развиваться и каким весом в мире — в случае успешного развития — будет обладать через 13 лет. По расчетам чиновников министерства, большим, чем сейчас, но не слишком большим. В лучшем случае российская доля в мировой экономике увеличится с 2,6% в 2006 году до 3% в 2015 году и 3,4% в 2020 году. При этом доля Китая составит 23,5%, США — 15,5%, стран еврозоны — 10,4%, Индии — 8,4%.
Конечно, никто сегодня не возьмет на себя смелость сказать, что реальность полностью подтвердит расчеты министерства. Как и все другие прогнозные документы, ведомство Германа Грефа производило расчеты, основываясь на ценах на нефть. А цены на нефть, как давно в один голос твердят экономисты и доказывает практика, предсказать невозможно.
Впрочем, в процессе перехода с сырьевого на инновационный путь развития (именно такой переход ставит во главу угла МЭРТ) цены на нефть могут сыграть определяющую роль, только если упадут до предела, при котором у государства не будет иного выхода, кроме как зарабатывать мозгами нации, а не природными ресурсами. Для нынешнего времени с высокими ценами на энергоносители явно не тот сценарий. Сегодня роль цен на нефть не определяющая, а, скорее, поддерживающая: сверхдоходы могут перераспределяться в направлении поддержки высоких технологий. Но для этого нужна политическая воля, и, судя по тому, как власти взялись за развитие, например, нанотехнологий (создав соответствующую госкорпорацию), такая политическая воля налицо. Иного пути у России и нет, поскольку, оставаясь почти исключительно страной — экспортером природных ресурсов, она неминуемо превратится в сырьевой придаток ведущих экономических держав.
Минэкономразвития предполагает, что реализация инновационного сценария выведет Россию на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности. Предполагается, что в период с 2008 по 2020 год ВВП будет расти по 6,1—6,9% в год. Объем ВВП на душу населения к 2015 году составит не менее 21 тыс. долл. в год, а к 2020 году вырастет до 30 тыс. долл., что приблизительно соответствует нынешнему уровню стран еврозоны. Разрыв в уровне душевого дохода по сравнению с США сократится с трех до менее чем двух раз.
Значительно повысится конкурентоспособность и структурная диверсификация российской экономики. Экспорт машиностроительной продукции по отношению к 2006 году увеличится в два раза к 2015 году и в пять раз к 2020 году. Оживет авиационная промышленность, став третьей в мире по объему производства гражданских самолетов (достигнет уровня 10% мирового рынка продаж гражданской авиатехники в 2020—2025 годах). Ракетно-космическая отрасль, объединившись к 2015 году в три-четыре крупные корпорации, увеличит не только выпуск продукции (в 2,2 раза к 2015 году), но и долю на мировом рынке — с 8 до 15%. Россия вновь займет место в первой десятке стран — производителей гражданской судостроительной продукции. В сфере экспорта вооружения и военной техники будет обеспечено сохранение устойчивого второго места (не менее 20% мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1,5—2 раза).
В демографической политике определяющее значение отдается мерам по повышению рождаемости, снижению смертности и привлечению иностранной рабочей силы. МЭРТ пишет, что доминирующей тенденцией останется снижение численности населения России. Оно может снизиться со 141,9 млн человек в 2007 году до 138—139 млн к 2020−му. При этом наиболее интенсивно будет происходить уменьшение численности населения трудоспособного возраста (с 89,8 млн до 77,2 млн человек).
Инновационный сценарий, по расчетам МЭРТ, позволит увеличить доходы населения примерно в 2,4 раза, реальная зарплата возрастет в 2,9 раза. Кроме того, повысится соотношение средней трудовой пенсии и средней зарплаты — с 25,8% в 2006 году до 29,6% в 2020−м.