В отличие от прошлого провального года наступающий сезон может стать для фигурного катания сверхувлекательным. В пятницу в прессе появились сообщения о том, что сразу два олимпийских чемпиона - Алексей Ягудин и Евгений Плющенко - заявили о желании вновь стать любителями.
По словам президента Федерации фигурного катания Валентина Писеева, Ягудин пока не обращался в Федерацию с заявлением о своем возможном возвращении в любительский спорт. "Пока это просто заявление, на которое я не реагирую", - сказал Писеев, комментируя интервью Ягудина газете "Спорт-Экспресс". Как объяснил Писеев, в подобных случаях существует формальная процедура - необходимо получить разрешение от ИСУ (Международного союза конькобежцев).
Ягудин выиграл соревнования в мужском одиночном катании на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити. А Плющенко добился «золота» в прошлом году в Турине. Добившись желанного успеха, оба взяли некоторое время на раздумье.
Алексей Ягудин был вынужден расставить все точки над «i» быстрее, чем того ему хотелось. Выступая на одном из международных турниров, он почувствовал сильную боль в ноге. Дала о себе знать старая травма тазобедренного сустава. Фигурист решил снизить нагрузки, но, поскольку выступать в любительском статусе вполсилы не имело никакого смысла, осенью 2003 года Алексей официально объявил о том, что покидает любительский спорт. Он выступал в основном в одном из самых популярных и кассовых ледовых шоу мира «Старз он айс» в США.
Кроме того, он открыл собственную транспортную компанию в Санкт-Петербурге, был участником ледового шоу Ильи Авербуха и Первого канала «Звезды на льду» в паре с Оксаной Пушкиной, собирался жениться.
В июле Ягудин перенес операцию по замене тазобедренного сустава. В американской клинике ему заменили раздробленную кость на титановый суставной механизм. Жить и просто кататься с такими «внутренними органами» можно, а вот прыгать тройные и четверные прыжки - большой вопрос.
Еще год назад Ягудин говорил, что сил кататься уже нет и хочется «иметь дом, семью и дело, далекое от спорта». Но все же не выдержал. «Прекрасно понимаю, что мне 27 лет, а к Играм в Ванкувере будет 29, что фигурное катание не стоит на месте, да и нервная система уже не так хорошо справляется с нагрузками, но, с другой стороны, если до операции я чисто исполнял все прыжки, а иногда даже прыгал тройной аксель, то хуже точно не будет, - сказал Ягудин. - Все зависит от того, как пойдет дальнейшее восстановление. Если на Играх-2010 в Ванкувере я сумею попасть в тройку, буду считать это огромнейшим достижением».
Тренировать Ягудина будут Николай Морозов и Татьяна Тарасова. «Мы уже обговорили это. Решили, что ради цели завоевать в Ванкувере медаль, имеет смысл объединиться и вместе попробовать эту цель достичь. Конечно же, мне страшно. Потому что предстоит пройти через адский труд. Но я сам хочу еще раз через все это пройти», - добавил Ягудин.
Интрига заключается в том, что два месяца назад о своем намерении вернуться в любители и готовиться к Ванкуверу объявил и другой российский олимпийский чемпион, Евгений Плющенко, чье противостояние с Ягудиным было одним из самых зрелищных в истории фигурного катания. "На последнем чемпионате мира все наши фигуристы выступили крайне неудачно и показали крайне плохие результаты. И я не исключаю, что вернусь в любительский спорт, чтобы двигать фигурное катание дальше", - сказал он.
По информации тренера Плющенко Алексея Мишина, Евгений вот-вот должен приступить к тренировкам, но твердой уверенности в том, что его ученик все-таки вернется, похоже, нет даже у него. Ранее наставник говорил о том, что главный камень преткновения в процессе возвращения фигуриста - это финансовый вопрос. Не так все просто и в «деле Ягудина». Дело в том, что фигурист, принявший профессиональный статус, по правилам Международного союза конькобежцев (ISU) в любителях выступать не может. Массовое возвращение «профи» на Олимпийские игры 1994 года в Лиллехаммере не в счет. Эта разовая акция была организована самим ISU, и разовой акцией осталась. Из всех решивших вернуться фигуристов - среди них были Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Артур Дмитриев и Наталья Мишкутенок, Курт Браунинг и Брайан Бойтано, Катарина Вит и Виктор Петренко, - успешное вхождение в «прежнюю воду» удалось лишь Гордеевой и Гринькову. Одни не успели подготовиться, другие не сумели заставить себя полностью сосредоточиться на главной цели, третьи слишком отвыкли соревноваться и не справились с нервами. И, главное, после Игр-1994 все неудачники чуть ли единогласно говорили: мол, недооценили, насколько изменилась конкуренция.
Среди профессионалов от фигурного катания эти заявления не вызывают такого энтузиазма, как среди болельщиков. Легендарная фигуристка Ирина Роднина призналась, что не совсем понимает мотивов возвращения на любительский лед как Ягудина, так и еще одного олимпийского чемпиона Евгения Плющенко.
«Возможно, это своего рода пиар-акция, попытка привлечь внимание к тем самым ледовым шоу, в которых участвуют фигуристы, - предположила Роднина. - Ну, а если Женя и Леша всерьез решили вернуться в спорт, то мне остается пожелать им только здоровья. Посмотрим, что из этого получится».
Возвращение именитых фигуристов вызывает тревогу и за развитие самого вида спорта в России. После зимней Олимпиады в Турине, где наши фигуристы доказали, что Россия все еще остается лидером в этом виде спорта, начался в прямом смысле массовый исход чемпионов из любителей в профессионалы. А вот замены им не нашлось, так что на проходившем сразу после Олимпиады чемпионате мира российские фигуристы завоевали только одну бронзу. По прогнозам некоторых специалистов, такое положение дел сохранится в ближайшие лет пять - как минимум, пока не вырастут новые чемпионы.
Вызывает тревогу то, что разговоры сейчас идут не о том, как лучше подготовить к соревнованиям спортсменов-любителей, а о том, на каких условиях нужно возвращать в любительский спорт наших олимпийских чемпионов.
Фигурное катание всегда было на особом положении в нашей стране. Советская школа начала бурно развиваться после второй мировой войны. В 1964 году сборная СССР праздновала первый олимпийский успех - «золото» в парном катании Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова.
С тех пор советские фигуристы ни разу не проиграли парные соревнования на Олимпиадах. К этому надо прибавить 32 победы на чемпионатах мира начиная с 1965 года. Не менее впечатляющи достижения в танцах на льду: 27 побед на чемпионатах мира, и лишь дважды мы упускали золото на Олимпиадах (начиная с 1976 года, когда танцы на льду впервые были включены в программу Игр). В мужском одиночном разряде мы не проигрывали Олимпиады с 1992 года и 13 раз выиграли титул чемпиона мира. Слабым звеном было лишь женское катание - всего три победы на чемпионатах мира и ни одного олимпийского «золота».
Неудивительно, что с 60-х годов фигурное катание переживало настоящий бум: мамы и бабушки возили детей и внуков в секции фигурного катания, зачастую через весь город. Это стало модным и престижным, как раньше - игра на пианино. Родительский «психоз» охватил самые различные слои общества - от министров до уборщиц, от профессиональных спортсменов до интеллигенции.
Российский триумф на Олимпиаде в Турине (где россиянам не отдали все четыре «золота» лишь из-за негласного правила ISU не делать этого ради пропаганды фигурного катания в разных странах) ознаменовал завершение 40-летнего господства отечественной школы фигурного катания. Но он же вызвал новый всплеск интереса к этому виду спорта, подкрепленный телешоу «Звезды на льду» и «Танцы на льду», где профессиональные фигуристы обучали звезд кино и эстрады кататься на коньках.
Но, по словам тренера Татьяны Тарасовой, советская система подготовки великих фигуристов умерла.
«Постепенно открываются ледовые дворцы, однако тренеры по-прежнему получают мизерную зарплату и вынуждены заниматься приработками на стороне, - говорит она. - Каждый тренер сам выбивает себе лед, заботится о заработке и занимается другими административными вопросами. Возможность спокойно тренировать у нас имеют только те, кто заработал за границей. На Западе самый посредственный тренер в день получает столько же, сколько у нас самый знаменитый - в месяц. Это недостойная система».
С ней согласен Алексей Мишин: "Нас сажают в "Запорожец" и отправляют на гонки "Формулы-1". Днище машины отваливается, мощности не те, что у болидов, но мы должны соперничать на равных. Примерно так выглядит картина в нашем фигурном катании".
Если эта ситуация не изменится, то после ухода «старой гвардии» - Станислава Жука, Елены Чайковской, Татьяны Тарасовой, Тамары Москвиной и Алексея Мишина, которые воспитали едва ли не всех наших чемпионов, центр мирового фигурного катания не переместится в Россию.
В то же время родителям будущих чемпионов их подготовка обходится недешево.
В секции фигурного катания обычно набирают детей 4-5 лет. В 6-7 лет уже предлагают записаться в группу здоровья. Первый год занятия проводятся 3 раза в неделю, второй год - четыре, третий - пять. То есть шестилетний ребенок имеет в своем расписании пять раз в неделю тренировки на льду, два занятия общефизической подготовкой, два - хореографией. Уже в таком возрасте родители сталкиваются с невозможностью посещать детский сад, далее возникают проблемы со школой. Чтобы возить ребенка на тренировки в условиях большого города, непременно нужна бабушка, няня или неработающий родитель.
Первое время занятия могут проходить вообще без коньков (все зависит от степени подготовленности учеников). Детей просто выводят на лед в обычных ботиночках или валенках. Через некоторое время малышам показывают, как нужно держать равновесие, и только потом начинаются простые упражнения: «елочка», «фонарик», «ласточка» и тому подобные. Освоив такие фигуры, дети начинают выполнять самые легкие прыжки и рисовать на льду «восьмерку». Впрочем, такие упражнения - это лишь половина тренировочного процесса. Большая часть тренировок на первом этапе проходит в зале. Там дети прыгают на батуте, делают растяжку, бегают, занимаются хореографией. Словом, проходят «сухопутную» подготовку.
Занятия в спортивных группах, созданных при детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), спецшколах олимпийского резерва (СДЮСШОР) и экспериментальных школах высшего спортивного мастерства (ЭШВСМ), бесплатные. Но туда проводится жесткий отбор. Попав в бесплатную группу, не стоит расслабляться: в спортивных школах регулярно проводятся внутренние соревнования по общей и специальной физической подготовке, по результатам которых списки групп значительно корректируются.
Школа берет на себя часть расходов по пошиву костюмов, заказу коньков, поездкам на соревнования.
Если ребенок не попал в такую группу, придется заниматься платно. Стоимость зависит от катка и количества занятий, начинаясь примерно от 5000 рублей в месяц. При этом еще необходимо брать дополнительные индивидуальные занятия у тренеров - "подкатки", которые обходятся в 400 - 700 рублей за час на начальном этапе.
Тренировочные костюмы на юных фигуристов стоят в среднем от 1500 рублей. Цены на костюмы для выступлений начинаются от 300$. Например, специализированные колготки, стоят около 900 рублей. Они разработаны с учетом специфики фигурного катания: сделаны из ниток повышенной прочности и имеют водоотталкивающий эффект, так что даже при многократных падениях ноги остаются сухими.
Недешевы и профессиональные коньки. Потребуются специальные ботинки (от 300$) и лезвия (от 250$). Также будут затраты на заточку, которую раз в несколько месяцев должны производить профессионалы. Пара коньков на сезон обойдется в 8 - 15 тысяч рублей. Нога у ребенка растет быстро, но покупать «обувь» на вырост нельзя, это может привести к травме. При выборе коньков нельзя экономить, так как научиться хорошо кататься можно только на качественных, практичных и удобных коньках.
На следующем этапе опустошат кошелек родителей расходы на постановку программы: запись музыки для каждой обойдется в сумму от 800 рублей, а постановка хореографии - от 3000 рублей. Часовая консультация известного специалиста стоит от 1000 до 3000 рублей.
Из собственного кармана придется платить за поездки на сборы, соревнования и в летние лагеря. Сюда входит стартовый сбор, оплата проезда, проживания и питания.
Но знаменитый тренер Алексей Мишин утверждает, что его лучшие ученики и ученицы «вышли из неполных семей при очень скудном материальном положении». Урманов, Ягудин и Плющенко многим обязаны своему тренеру, который на важнейших этапах становления фигуристов возил их бесплатно за границу, на сборы, одевал, обувал и тренировал.