В Тегеране завершился второй саммит прикаспийской «пятерки», в которую входят Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Главной темой заседания стало обсуждения вопросов, связанных со статусом Каспийского моря. А основным итогом встречи стало заявление ее участников о создании экономического союза, способного «дать отпор тем, кто выступает против интересов региона». Таким образом, Москва вновь продемонстрировала намерение занять лидирующие позиции на Каспии, постепенно вытеснив оттуда своего главного противника – США.
Участники каспийского саммита договорились о том, что не будут предоставлять территорию своих стран для «агрессии против любого из прикаспийских государств». Сделано это было по инициативе российского президента Владимира Путина – по его словам, все вопросы внутри прикаспийской «пятерки» отныне должны решаться сообща и «путем диалога» при учете интересов и уважении суверенитета друг друга. Недопустимо «даже упоминание о возможности применения силы», сказал он. Примечательно, что с этими утверждениями согласились Туркмения и Азербайджан, лидеров которых еще недавно подозревали в ведении закулисных переговоров с Вашингтоном относительно военных планов американцев в отношении Ирана.
Одним из инструментов, с помощью которого государства «пятерки» намерены контролировать ситуацию на Каспии, может стать совместная военно-морская группа оперативного взаимодействия «Касфор», решение о создании которой было принято сегодня. Эксперты полагают, что именно эта группа может в будущем занять лидирующее положение в охране стратегических интересов прикаспийских государств и стать фактором сдерживания возможной агрессии «третьих» стран, в первую очередь – США. Таким образом, можно констатировать, что Москве удалось одержать как минимум тактическую победу – государства, которых многие поспешили записать в союзники Вашингтона, фактически приняли сторону России по одному из ключевых вопросов международной политики.
Экономический аспект встречи по важности оказался не меньше военного. Для подтверждения серьезности намерения углублять и расширять сотрудничество стран прикаспийской «пятерки» Владимир Путин высказался за создание более прозрачных границ между государствами региона. Кроме того, вновь прозвучала идея о соединении бассейнов Черного и Каспийского морей международным транспортным коридором «Север – Юг». «Укреплению транзитного потенциала Каспия способствовало бы также создание дополнительного водного канала, который свяжет его с Черноморско-Азовским бассейном», – заявил российский президент. Сказав это, Владимир Путин окончательно расставил все точки над «i», дав понять, что бассейн Каспия является для России не менее важным районом, чем Черное море, поэтому Москва готова отстаивать свои интересы в этом регионе при помощи всех легальных средств.
Скептики уже прокомментировали некоторые заявления российского президента, сказав, что они не новы и что Россия всего лишь в очередной раз подтверждает свои незыблемые позиции о невмешательстве во внутренние дела государств. Однако если учесть изменившуюся обстановку в мире в самой России, сегодняшние заявления президента РФ звучат несколько иначе. Опрошенные эксперты не сомневаются, что слова и действия Москвы в первую очередь направлены против усиливающейся агрессивной экспансии США в регионе.
«Эти заявления о невмешательстве третьих стран в прикаспийский регион и раньше раздражали Вашингтон», – отметил в беседе заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Россия считает себя самым крупным игроком на прикаспийском поле. Путин говорит о том, что распоряжаться ресурсами Каспийского моря могут только страны «пятерки», и далеко не второстепенную роль в этом распределение ресурсов будет играть Россия. Для России сейчас очень важно отстоять свои интересы на Каспии и одновременно сохранить лидерство в прикаспийской «пятерке», – сказал в беседе президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.
Результатом тегеранского саммита можно считать выстраивание пророссийской «ограды» вокруг стратегического регона – Каспия. Стоит ожидать, что США, еще недавно считавшие себя самым влиятельным региональным игроком, уже в ближайшее время предпримут попытки вернуть утраченные позиции, однако сделать это Вашингтону, особенно в преддверии президентских выборов и грядущей смены правящей партии, будет весьма непросто.