Немецкие исследователи, изучающие мух, бегающих по потолку, полагают, что время, когда мы сможем выполнить тот же трюк – не за горами. Главное — заранее придумать, зачем нам это может понадобиться. Спасение людей, боевые операции, спорт и развлечение – сразу приходят на ум.
Используя электронный микроскоп и разнообразную видеотехнику, атомный силовой микроскоп и прочие приборы, учёные решили детально разобраться – что происходит, когда лапка мухи надёжно закрепляет её на потолке.
Эту работу ведёт Станислав Горб (Stanislav Gorb) из германского института эволюционной биологии Макса Планка (Max-Planck-Institut für Entwicklungsbiologie) в рамках проекта "Биологические устройства прикрепления для биомиметики" (Biological Attachment Devices for Biomimetics).
Горб и его коллеги узнали немало нового. Например, вычислили, что большая сила прилипания обеспечивалась, когда, по крайней мере, одна нога с каждой стороны тела мухи была в контакте с поверхностью.
Станислав Горб экспериментирует с полимерами, чтобы воспроизвести "эффект ноги мухи" (фото с сайта eb.tuebingen.mpg.de).
Также они посмотрели, как муха взаимодействует с поверхностями разного типа, надеясь вывести из этого рецепты для создания миниатюрных ползающих по любым покрытиям роботов, или даже приспособлений для "превращения" в мух людей.
Надо сказать, что это не первая работа такого рода. Так, ещё в 2003-м британцы создали искусственную ленту "по мотивам" лап гекконов и их миллиардов волосков, прилипающих к любым поверхностям за счёт межатомных сил Ван-дер-Ваальса.
И хотя от ленты до устройства, пригодного к ползанию по потолку, дистанция огромная, ясно, что направление инженеры выбрали верное.
Тут весьма любопытной выглядит статья, написанная Адамом Саммерсом (Adam Summers), доцентом университета Калифорнии в Ирвине (University of California, Irvine). В "Обуви мухи" (Shoe fly) он рассказывает о работе учёных из Германии, о вещах давно известных и о вещах новых.
Ползая по потолку, муха полагается на мириады тонких волосков, которые за счёт сил трения и сил притяжения (идентичным "гекконовским" или "паучьим") удерживается среди шероховатостей покрытия. На совершенно гладкой поверхности в ход идёт лишь прилипание.
Один из приборов, использованных германским учёным (фото с сайта biofuture-wettbewerb.de).
Все эти волоски растут из тонкой и очень гибкой лопаточки, которая максимизирует область контакта, приспосабливаясь к поверхности.
Одним из важных моментов в гипотетических устройствах такого рода является стратегия отлипания: как поступать, когда нужно не просто висеть вниз головой, но ещё и двигаться дальше?
Хорошо и просто работать с системами на основе вакуумных присосок. Вроде уникального Геккомата, на котором люди без всякой страховки ползают по гладким стенам небоскрёбов. Впустил воздух внутрь присоски — и готово.
Но как быть с "липучками"? Если это лента – можно отцепить её от потолка постепенно, потянув с одного края. Что, заметим, не очень удобно для быстрого лазания. А есть другие варианты?
Ответ на этот важный вопрос нашли Горб сотоварищи. Они отсмотрели сотни моментов взлёта мух на замедленной скорости воспроизведения видео. И оказалось, что у мухи не одна стратегия для этого, но целых четыре.
Отодвигая ноги дальше от тела, муха добивается того, что гибкие лопатки идут волнами, сгибаются, что уменьшает их контакт с поверхностью и приводит к освобождению ног.
Второй вариант действий – вращение ноги вокруг оси, перпендикулярной поверхности, со скручиванием тех же липких "устройств".
Третий – использование для насильственного отрыва лопаточек небольших когтей на конце ног.
Четвёртый — просто грубая сила тяги крыльев, отрывающая насекомое целиком от потолка или стены (на иллюстрации способы идут в том же порядке).
Четыре стратегии отлипания мухи от потолка или стены – пояснения в тексте (naturalhistorymag.com).
Группа Станислава теперь пробует создавать различные искусственные материалы, чтобы "увеличить" ногу мухи до размера, пригодного для использования человеком. С фотолитографией и лазерным сверлом гравируют формы, куда вливают жидкий полимер, который затем прикрепляется к листу, покрытому сотнями тысяч крошечных колонн.
До воспроизведения эффекта мухи в макромасштабе ещё далеко. С другой стороны, когда появятся "перчатки-мухи" и "ботинки-мухи", мы должны быть готовы.
Готовы выворачивать кисти характерным круговым движением, использовать для управления прилипанием длинные, наращённые ногти (хорошо дамам, они давно научились управляться с таким оружием), в общем – делать то, что делает муха, когда намерена покинуть насиженное место.