Видео смотреть бесплатно

Смотреть измена видео

Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Смотреть видео бесплатно





Название: VadimIS
Админ: VadimIS
Новостей: 9224
Место в топе: 8
Статус: ---
Рейтинг: 36±
В подборке:
| Правила блога | Статистика | RSS
Поиск по блогу:
Уважаемые гости моего блога, я сам не пишу статьи и не перевожу... Нахожу в интернете то что интересно самому, размещаю здесь и на своем сайте http://qrok.net. Добро пожаловать! Если Вам нравится подбора моего блога или не нравится - нажмите на "рейтинг", оставьте пожелание.

Верткий и проходимый, тихий на ходу
19 марта 2010 07:37 | Разместил: VadimIS | Просмотры: 261 | |

Боевая судьба легкого танка Т-70 была не очень долгой

Верткий и проходимый, тихий на ходу


Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя. Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то, и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным. Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя. Требовалось иное решение.

В сентябре 1941 года КБ завода № 37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л. с., что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35-45 мм. Однако освоить производство двигателя завод имени Сталина (ЗИС) не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л. с. С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.

Верткий и проходимый, тихий на ходу


ДАН ПРИКАЗ ЗАВОДУ В ГОРЬКОМ

Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного - это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 30-е годы. Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники. В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было выделено в отдельное структурное подразделение танковое производство и создано танковое КБ. В первых числах сентября главный конструктор завода № 37 Н. А. Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона. Сам Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной армии проект создания на базе Т-60 нового легкого танка с усиленными броней и вооружением. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Проектирование же нового танка в КБ ГАЗа началось в конце октября 1941 года. Оно велось очень быстро с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размером 7x3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размером 200x200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид - продольный разрез были наложены план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин. Главным их преимуществом была высокая точность.

В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В. Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая благодаря установке 45-мм пушки мощь вооружения нивелировалась расположением в башне одного человека - на все руки мастера - командира, наводчика и заряжающего. Однако Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки. Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего - до 35 мм. В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70. Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью. Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60. Не удалось наладить производство литой башни и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем.

Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, составлявших единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть имела литую качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни был сделан входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор. Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

Верткий и проходимый, тихий на ходу


ВООРУЖЕНИЕ, ДВИГАТЕЛИ, ХОДОВАЯ

На танке Т-70 устанавливались 45-мм танковая пушка образца 1938 года и слева от нее - спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от - 6о до + 20°. Для стрельбы применялись прицелы: телескопический ТМФП и механический - в качестве резервного. Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия составляла 12 выстр/мин. Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки и 945 патронов к пулемету ДТ.

Силовая установка ГАЗ-203 состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 суммарной мощностью 140 л. с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата был соединен тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска - индивидуальная торсионная.

Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.

В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице уменьшилось с 91 до 80. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 км. Боекомплект пушки был сокращен до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76. В результате начиная с 1943 года легкие танки для Красной армии изготавливал только ГАЗ. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями. С 5 по 14 июня завод подвергся сосредоточенным ударам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 - непосредственно на территорию завода. Полностью разрушены или серьезно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цехи шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цехи завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей. Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился: только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен - 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942-1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков, так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70.

В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70. При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными. К весне 1944 года легкие танки Т-70 были исключены из штатов танковых частей Красной армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалось в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли жестокие потери. Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании в качестве танков непосредственной поддержки пехоты. Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям. Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва - возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю.

Верткий и проходимый, тихий на ходу


ВЕЛИКОЕ ДЕЛО - МАСТЕРСТВО И СМЕКАЛКА

Тем не менее в руках умелых танкистов и Т-70 был грозным оружием. Так, например, 6 июля 1943 года в боях за деревню Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б. В. Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру»!

Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А. Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне»). Можно было стрелять в упор, но заметив, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях.

В документах военного времени можно найти немало примеров эффективных действий экипажей легких танков. Так, например, в приказе по 6-й гвардейской танковой бригаде от 20 декабря 1943 года «О выплате денежного содержания за сожженные и подбитые танки» есть сведения о поощрении экипажа Т-70 гвардии лейтенанта А. И. Дорохина (механик-водитель - старший сержант Ростовцев), «огнем своего танка подбившего 2 немецких Т-3». В соответствии с установленными денежными премиями за уничтожение двух немецких боевых машин Дорохин и Ростовцев получили по 1000 рублей каждый.

Экипажи Т-70 использовали и такой прием, как таран. Причем его применяли не только против автомобилей, бронемашин или бронетранспортеров, но и против танков противника. Например, в журнале боевых действий 150-й танковой бригады, входившей в состав 40-й армии Воронежского фронта в январе 1943 года, есть такая запись: «Старший лейтенант Захарченко и механик-водитель старший сержант Кривко, отражая контратаки танков и израсходовав снаряды, со всей своей ротой Т-70 пошли на таран немецких танков. Захарченко сам лично протаранил 2 танка и взял в плен командира и начальника штаба 100-го танкового батальона особого назначения». Речь здесь идет о 100-м немецком огнеметном танковом батальоне, укомплектованном легкими танками - огнеметными Pz.II Flamm и линейными Pz.II. Удар 10-тонной «семидесятки» по немецкому танку, весившему примерно столько же, действительно мог оказаться весьма успешным.

В целом же танкисты не слишком любили эту машину. Впрочем, любовь к танку - вещь относительная, о чем можно судить по воспоминаниям М. Соломина: «Я был тогда в танковой армии у Рыбалко в 55-й бригаде и воевал на легком танке Т-70 - «семидесятке». Как мне этот танк? Да могила на гусеницах, впрочем, как и любой другой. И Т-34 ничем не лучше, и ИС горел не хуже всех их. Хотя у Т-70, как и у любого другого, были свои плюсы. Он маленький по размерам, тихий на ходу (не громче грузовой машины), верткий и проходимый. Так что любить его было за что. Но броня с боков все же тонкая и пушчонка - «сорокапятка» тоже слабенькая, особенно против тяжелых танков».

Надо сказать, что к числу достоинств танка Т-70 можно отнести и тот факт, что боекомплект 45-мм выстрелов не детонировал, чего нельзя сказать, например, о 76-мм выстрелах танка Т-34. В результате примерно 60 процентов подбитых «тридцатьчетверок» не подлежали восстановлению, а у «семидесяток» этот показатель составлял всего 40 процентов.

Верткий и проходимый, тихий на ходу


УХОД В ЗАПАС С ПОЛЕЙ СРАЖЕНИЙ

Так что не случайно по поводу прекращения производства танков Т-70 мнения военных разделились. Так, например, командующий 5-й гвардейской танковой армией П. А. Ротмистров в своем письме Г. К. Жукову 30 августа 1943 года высказался достаточно категорично: «Танки Т-70 просто нельзя стало допускать к танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются огнем немецких танков». Это мнение отражало объективную реальность. Но вот мнение командующего 2-й танковой армией С. И. Богданова. 25 сентября 1943 года он докладывал в ГАБТУ Красной армии: «Танк Т-70 ввиду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника...

В отличие от Т-34 и KB танк указанного типа обладает малой шумностью (звук танка не превышает звука автомобиля) даже в движении на самых высоких оборотах, что вкупе с малыми размерами самого танка позволяет подразделениям на Т-70 подбираться практически вплотную к противнику, не вызывая у него преждевременной паники...»

Малошумность, кстати, была весьма важным достоинством Т-70 на фоне все той же «тридцатьчетверки», которую из-за ее ревущего без глушителей дизеля и грохочущих гусениц было слышно километра за три. Об этом свидетельствуют ветераны-танкисты, в том числе и немецкие. Но использовать такие плюсы, как относительно небольшие размеры и малошумность танка, в интересах, например, разведки было невозможно: на Т-70 (за исключением командирских машин) не устанавливались радиостанции.

Опыт сражений Второй мировой войны со всей очевидностью показал, что применение легких машин в качестве линейных на поле боя уже невозможно. Для выполнения же каких-то других специальных функций, например разведывательных, им необходимо специальное оснащение. Так что Т-70 не подходил ни для того, ни для другого. Уход со сцены был неизбежен.
Автор Михаил Барятинский
Источник


Поделится

Информация
Добавление комментариев разрешено только зарегестрированным пользователям.

Загрузка...

Рубрики


Обучающие видео-ролики on-line

НЕПОЗНАННЫЙ МИР

Политическая Информационно-Образовательная Социальная Сеть ПИОСС

Реклама

Меню блогов


Необходима авторизация!

Новости партнёров

Земля Санникова
Впервые о нём сообщил в 1811 г. добывавший песца на северных берегах Новосибирских островов зверопромышленник Яков Санников, опытный полярный путешественник, ранее открывший острова Столбовой и ...

Российский космический корабль будущего
Ракетно-космическая корпорация (РКК) “Энергия” в июне должна представить эскизный проект космического корабля будущего. Об этом сообщает Интернет-портал “Вести.ru”. Работы ...

Города-призраки, исчезнувшие к 2100 году
Журнал «Forbes» в своем проекте о городах XXI века обратился к городам-призракам, которые могут появиться к концу этого столетия. Да, действительно, большинство городов сейчас твердо стоят на ногах, ...

Гермес, “пролетели как фанера над Парижем”
После того как американские Шаттлы уже десятки раз слетали на орбиту Земли, а советский “Буран” совершил свой, хотя и единственный, но рекордный полет с автоматической посадкой, следующей ...

Загадочные места на Земле
Наверное, все слышали про загадочное «лицо» на Марсе? Или про пирамиды там же? Оказывается, на Земле полно таких необычных и странных мест. Тайны планеты Земля, Аномальные зоны, Аномальные места. ...

Календарь

«    Апрель 2010    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Реклама

Рекомендуем

Реклама

Опрос

Оцените сайт

Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Отрицательно
   

Объявления

ПИОСС Новый проект: Политическая Информационно-Образовательная Социальная Сеть ПИОСС

Открылся форум На форум можно зайти из верхнего меню или из полной новости. Добро пожаловать!

Знакомства Новый сервис - сайт знакомств

Совет: Главная страница обновляется каждый день, занимает 3-4 страницы, лучшими новостями за сутки

Совет: Всплывающие баннеры - дождитесь крестика или закрыть

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн