Сексологов и психологов давно интересовал парадокс женской любви. Почему, на словах восхищаясь классической мужской красотой, воплощенной в образах древнегреческих богов, женщины с ума сходят от Жан-Поля Бельмондо, Адриано Челентано и Джека Николсона?
Каким образом большие глаза, правильные черты лица и густая шевелюра проигрывают залысине, непропорционально большому носу и маленьким глазкам? Выяснить, почему привлекательные мужчины зачастую испытывают проблемы с женским вниманием, тогда как парни «чуть симпатичнее обезьяны» пользуются бешеным успехом у девушек, решили психологи из Пенсильванского университета.
Роберт Франклин и Реджинальд Адамс провели эксперимент с участием 50 студенток колледжа. Девушкам показали более сотни фотографий мужчин и попросили проранжировать изображения в соответствии с категориями «потенциальный любовник» и «потенциальный друг» и попутно оценить каждое фото по шкале от 1 до 7 баллов. Например, если девушке очень приятен парень на фото, но она бы с ним не встречалась, она ставит 7 баллов и относит к друзьям. Или если участнице кажется, что в принципе ничего особенного в мужчине нет, но она, тем не менее, не прочь сходить с ним на свидание, изображение оценивается в 3 балла и относится в графу потенциальных ухажеров.
Таким образом, авторы исследования попытались считать сразу два механизма восприятия мужчин. Первый - импульсивный, когда женщина решает, кто перед ней: потенциальный сексуальный партнер или мужчина, к которому не возникает никаких интимных чувств. И второй - сознательный, когда женщина довольно долго выбирает наиболее достойных кандидатов из предложенного ассортимента. Данный подход позволил экспертам определить общие черты «счастливчиков», завоевавших от 5 до 7 баллов в группе «кавалеров». Практически все потенциальные партнеры обладали ярко выраженными мускулинными чертами, и чем выше был балл, тем явнее прослеживались типично мужские черты - укороченное лицо, развитые надбровные дуги, глубоко посаженные глаза, сильные челюсти, резкий подбородок и небольшой рот. Между тем в категории «друзья» наибольшее количество баллов завоевали мужчины, чья внешность отвечает общепризнанным канонам привлекательности, - типичные Аполлоны с идеальными чертами лица.
На следующем этапе психологи раскололи изображения надвое по горизонтальной оси, проходящей в районе переносицы. То есть девушкам предстояло оценить лицо не в целом, а верхнюю и нижнюю части по отдельности. Разглядывая верхнюю часть лица, женщины оценивали изображения по критерию дружелюбности. Девушки отмечали «открытый взгляд», «добрые глаза», «спокойный лоб» как основные черты человека доброго и приятного в общении. Однако испытуемые не смогли проранжировать изображения глаз по критерию сексуальной привлекательности.
Затем оценить сексуальность и общую привлекательность участницам предстояло по изображению нижней половины лица. Оказалось, что, рассматривая скулы, губы и очертания подбородка, участницы легко распределили изображения по критерию сексуальности, но воздержались от оценки общей привлекательности. В потенциальные любовники были записаны обладатели ярко выраженных скул, резко очерченного массивного подбородка и небольшого волевого рта. Овальные же лица с мягкими подбородками и пухлыми губами не вызвали у студенток никаких эмоций. Сопоставив данные первого и второго этапов, ученые сделали вывод, что общая привлекательность мужчины оценивается женщинами посредством восприятия всего лица и особенно глаз, тогда как сексуальность считывается с нижней части лица - губ и подбородка.
«Мы обнаружили, что женщины оценивают лицевую привлекательность на двух уровнях: на сексуальном, основанном на восприятии нижней части - челюсти, скул и губ, и на несексуальном, базирующимся на оценке общей эстетики лица», - говорит автор исследования Роберт Франклин. На сексуальном уровне женщиной двигают не сложившиеся критерии красоты, а инстинкт, подсказывающий, какой партнер наиболее силен и плодовит, ведь развитые кости лица говорят о высоком уровне тестостерона - гаранта репродуктивного здоровья мужчины. Интересно, что, очаровываясь «тестостероновым» лицом, женщина даже не может толком объяснить, что она нашла в этом мужчине, ведь эстетически такой типаж ее может совершенно не привлекать.
Если же природа не подсказывает женщине, что перед ней потенциальный отец ее детей, «объект» оценивается уже в соответствии с эстетическими критериями, сформированными обществом и культурой: большие глаза, хорошая кожа, приятная улыбка... И нет никакого противоречия в том, что женщина умом признает бесспорную привлекательность данного мужчины, но сексуального притяжения к нему не чувствует.
«Мы пока не знаем, является ли оценка общей привлекательности сугубо культурным эффектом или же в данном виде межличностного восприятия ведущую функцию выполняет физиология, - говорит психолог Реджинальд Адамс. - В будущем мы планируем определить, насколько культурные особенности восприятия красоты и сексуальности искажают естественные физиологические импульсы при выборе партнера».
Автор Екатерина Люльчак
http://www.rbcdaily.ru/2009/09/01/cnews/428829