Между деревьев на вертолёте не полетаешь, и в городе можно задеть за что-то винтом. Потому изобретателей давно привлекает идея машины вертикального взлёта на основе вентиляторов (или турбин), заключённых в кольцевые обтекатели. Пока, впрочем, действительно успешных таких проектов нет. Может на этот раз повезёт?
Дизайнер Джино Диньяцио Джизио (Gino d'Ignazio Gizio) задумался над проектированием летающих машин много лет назад, когда получил лицензию пилота вертолёта и заболел небом.
Джизио с энтузиазмом принялся за дело и за последние годы проштудировал массу литературы по авиации, динамике полёта, аэродинамике и прочем в том же духе. В результате появился даже не один проект, а несколько "авто" с вертикальным взлётом под общим "брендом" Cell Craft.
Эта серия моделей рассчитана на полёт со скоростью до 350-580 километров в час на высотах до 6 километров. Вес этих аппаратов должен составлять — от 750 до 1300 килограммов, а вместимость — от 4 до 9 человек. Приводить их в движение должны двигатели мощностью от 620 до 1200 лошадиных сил. Подробнее о двигателях скажем чуть позже. А пока о главном.
G440 — продукт многолетней эволюции проектов Джизио (иллюстрация Gino d'Ignazio Gizio).
Аппараты Cell Craft, внешне напоминающие самолёты, должны подниматься в воздух за счёт работы четырёх вентиляторов-компрессоров, заключённых в кожухи с поворотными соплами.
Тут нельзя не вспомнить многолетнюю работу американца Пола Моллера (Paul Moller) и его компании Moller International над летающим автомобилем M400 Skycar (о нём мы рассказывали , к примеру, здесь).
Поворотные сопла в проектах итальянца имеют разную конструкцию (иллюстрация Gino d'Ignazio Gizio).
Помните, что долгое время являлось препятствием для создания летающего авто такого типа? Необходимость в мощных двигателях, имеющих как можно меньший вес.
Моллер сделал ставку на роторно-поршневые моторы (двигатели Ванкеля), не в последнюю очередь из-за их сравнительно низкой стоимости. Газовые турбины, необходимые для вертикального взлёта даже одно— или двухместного "автомобиля", оказывались бы чрезмерно дорогими (вспомните, сколько стоят вертолёты).
В конце 2005 года Моллер выставил свой Skycar на продажу по цене $3,5 миллиона, но чуда не произошло. И оно понятно — кому нужен аппарат, который с точки зрения закона представляет собой непонятно что, и на котором, в общем-то, летать нельзя. Хотя Skycar и способен подниматься в воздух.
В крупном аппарате G500e поворачиваются уже полностью корпуса с компрессорами (вокруг приводных валов, спрятанных в крыльях) (иллюстрация Gino d'Ignazio Gizio).
Развитие Skycar продолжается до сих пор, но Моллер, видимо, больше рассчитывает на успех своей серийной летающей тарелки, аппарата куда более простого. Напомним, эту машину он намерен выпустить на рынок уже в 2008-м.
Итальянский дизайнер прекрасно знает работу Моллера. Джино вообще постарался собрать все доступные сведения о разработках своих идеологических предшественников. Но не для слепого копирования.
К примеру, Джизио решил, что только турбины обеспечат желаемое отношение мощность/вес. Про возможную стоимость такого летающего авто и думать рано. Сначала неплохо бы доказать, что проект стоящий, потом создать рабочий прототип... Мы забегаем вперёд? Да, но у итальянского изобретателя есть все основания считать Cell Craft реалистичным проектом. Ведь продуман он неплохо.
G414, G420 и снова G416ef (иллюстрация Gino d'Ignazio Gizio).
Каждая модель в серии Cell Craft является двухдвигательной. Турбовальные агрегаты, идентичные тем, что вращают винты вертолётов, Джино расположил в хвостовой части корпуса своих летающих машин. А в боковых "понтонах", придающих Cell Craft такое поразительное внешнее сходство с машиной Моллера, спрятаны только воздушные компрессоры, изо всех сил "дующие" через поворотные сопла.
Перед каждым колесом такого компрессора автор машин задумал устанавливать статор с поворотными лезвиями, помогающий вентилятору эффективно работать как при взлёте с земли, так и на полной скорости в горизонтальном полёте.
От газотурбинных моторов в хвосте к четырём вентиляторам по углам машины идут приводные валы. Так что трансмиссия Cell Craft напоминает "начинку" полноприводных авто, с их карданными валами и "мостами". Разве что трансмиссия летающей машины будет попроще. Джино полагает, что такое решение придаст его детищу высокую надёжность (а значит, и безопасность), лёгкость и хорошую динамику.
Схема компрессора с одним из вариантов сопла изменяемой геометрии. Справа: разрез, на котором хорошо виден приводной вал, идущий от двигателя (иллюстрация Gino d'Ignazio Gizio).
Ну а если случится крупный отказ — в недрах фюзеляжа Cell Craft Джизио "спрятал" большой парашют, который должен опускать на землю всю машину. Перед самым касанием грунта под аппаратом должны надуться воздушные камеры для смягчения толчка.
Манёвренность аппаратов Джизио, по идее, будет не хуже, чем у вертолётов, крейсерская скорость — выше, а управление — легче. Кстати, "командовать" этими машинами предполагается при помощи пары джойстиков по бокам кресла пилота. И не без содействия бортового компьютера.
Гипотетическое кресло пилота Cell Craft изобретатель назвал Smart Chair. Практически все кнопки, что требуются для управления машиной, располагаются или на джойстиках, или на боковушках сиденья — под руками (иллюстрация Gino d'Ignazio Gizio).
Варьируя размер аппаратов, дизайн их оперения и некоторые другие детали, итальянец нарисовал несколько Cell Craft с разными характеристиками: раннюю бесхвостку G414, пятиместную семейную G416ef и "летающую Феррари" (по словам её автора) G420, а ещё — ориентированную на службы спасения девятиместную G500e.
Финал этого творческого поиска – красивая и быстрая, семиместная летающая машина G440.
На этой картинке Джино Диньяцио Джизио "свёл" своё фото с изображением летающего авто. Когда подобную фотографию можно будет снять в действительности? (иллюстрация Gino d'Ignazio Gizio).
Как обычно бывает, чтобы воплотить замысел в металле, Джизио нужны средства. Но, даже получив их, Джино едва ли быстро поднимет в воздух свои Cell Craft. Вспомним, сколько десятилетий тот же Моллер бьётся над своими конструкциями.
Остаётся только надеяться, что аналогичная дорога у итальянца займёт куда меньше времени. Ведь идти по пути, по которому кто-то уже шёл, немного легче.