Эти гибридные летательные аппараты должны оказаться очень эффективными и в то же время очень безопасными. Причём под эффективностью их разработчики подразумевают не только их производительность как транспорта, но и как инструмента для бизнеса. Ведь брать с собой в дорогу ноут — не круто, круто взять весь офис с его кабинетами, залами и фонтаном.
Наш бывший соотечественник Игорь Пастернак и его калифорнийская компания Worldwide Aeros Corporation знакомы постоянным читателям "Мембраны". Мы рассказывали о его планах по разработке летающего отеля, гигантского грузового летающего судна и военного межконтинентального дирижабля "Морж" (Walrus) по заказу научно-исследовательского агентства Пентагона DARPA. К ним мы ещё вернёмся, а сейчас познакомимся с новой идеей Aeros.
Недавно компания обнародовала проект под названием Aeroscraft ML866. И если раньше ставка делалась на военных или богатых туристов, то теперь – на бизнесменов. По замыслу компании, этот аппарат длиной 64 метра, шириной 29 метров и высотой 13,7 метра предложит своим пассажирам 500 квадратных метров высокотехнологичной "жилой" площади.
Как говорится в пресс-релизе компании, она сделает официальное объявление о запуске программы Aeroscraft ML866 на 60-м юбилейном съезде Национальной ассоциации бизнес-авиации (NBAA 60th Annual Meeting & Convention), который пройдёт с 25 по 27 сентября нынешнего года в Атланте.
Основные параметры ML866: максимальная скорость 250 километров в час; рабочая высота полёта — до 3,7 километра; дальность полёта — 5 тысяч километров (иллюстрация Worldwide Aeros Corporation).
Уместно вспомнить, что компания Пастернака называет аппараты серии Aeroscraft "новой парадигмой в воздушном транспорте", поскольку они используют комбинацию силы Архимеда (как дирижабли) и аэродинамической подъёмной силы (как самолёты). Машины Aeroscraft должны быть тяжелее воздуха, но ненамного. Их двигатели и крылья должны покрывать недостаток подъёмной силы, обеспечиваемой гелием.
Сама идея эта не далеко нова. О сочетании в одном аппарате двух видов воздушного транспорта не раз рассуждали изобретатели в разных странах на протяжении многих лет. Некоторые даже строили такие аппараты, пусть сравнительно небольшие.
Aeroscraft же судно приличных размеров. Неизвестно, удастся ли в такой запихнуть гостиницу, как мечтал Пастернак ещё год назад, но офис – наверняка. Да, модель ML866 предполагается продавать и как роскошную частную воздушную яхту, и как пригородный коммерческий транспорт с внутренним пространством салона, гораздо большим, чем в самолёте, и в качестве "полностью функционального делового центра".
На вариант в виде летающего офиса компания возлагает особые надежды. Оборудованный по последнему слову техники, офис с системой видеоконференц-связи и залом заседаний должен предоставить бизнесменам новые возможности для работы в удалённых, неподготовленных местах.
Компания пишет, что ML866 должен вместить и конференц-зал, и персональные кабинеты. Будучи припаркованным на земле, он должен обеспечивать рабочим пространством до сотни служащих и их посетителей. Любопытно также, что интерьер аппарата задуман трансформируемым (иллюстрация Worldwide Aeros Corporation).
Как любой Aeroscraft, этот аппарат будет независим от крупных и даже средних аэропортов, поскольку сможет взлетать и садиться с минимальным разбегом или даже вертикально. Причём возможна модификация, рассчитанная на посадку на воду.
Собственно компания потому и вышла с данным проектом на конференцию NBAA, что рассчитывает получить инвестиции на воплощение своей мечты от предпринимателей, способных оценить достоинства передвижного офиса под облаками.
Такой аппарат может работать не только в небе. В каких-то ситуациях может оказаться необходимым доставить офис в определённый город, поставить на стоянку и открыть его для посетителей, к примеру. А по завершении работы офис может улететь в "порт приписки".
А что же супердирижабль Walrus для переброски через океаны маленькой армии? Как сообщила компания, её работа по контракту с DARPA закончена. Итоги?
Летающий корабль Aeroscraft Freight, собрат летающего отеля и военного транспортника. Знаем, этот эскиз мы вам уже показывали. Но оцените его новым взглядом. Компания несколько убавила свои амбиции и если раньше говорила о 400-тонной грузоподъёмности, то теперь заявляет, что на её чертёжных досках находится линейка подобных машин разного размера с грузоподъёмностью до 60 тонн. Тоже, впрочем, немало (иллюстрация Worldwide Aeros Corporation).
Компания доказала выполнимость идеи гигантского военного транспортника тяжелее воздуха, большая часть подъёмной силы которого будет обеспечивать гелий, а меньшую — крылья. Фирма продемонстрировала, что с таким судном справится её уникальная система управления плавучестью, использующая в качестве балласта лишь забортный воздух. А сейчас компания рассчитывает создать действующий прототип, что впрочем, может не иметь уже никакого отношения к Walrus. Ведь Aeroscraft, по сути, точно такой же аппарат.
Надо полагать, военные приняли все выкладки и расчёты Aeros к сведению и отложили идею на полку. Во всяком случае в списке действующих программ DARPA Walrus уже не значится.
А вот Aeros не оставляет мечту о гражданском грузовом аппарате, основанном на описанном принципе. Зовётся он Aeroscraft Freight. И, вероятно, это будет даже несколько моделей, под разную грузоподъёмность.
Sky Dragon может подниматься на высоту до 3 километров с пятью пассажирами на борту и разгоняться до 82 километров в час (фотографии Worldwide Aeros Corporation).
Ну хорошо, картинки – это ещё не всё. Важно, что у Aeros неплохой опыт по строительству аппаратов легче воздуха, которые идут на ура. К примеру, их дирижабль мягкой системы Aeros 40D Sky Dragon длиной 46,6 метра.
Аппарат предназначен для различных областей применения – от рекламы и до мониторинга земной поверхности (экология, транспорт, полицейские операции), и может нести разнообразное связное и наблюдательное оборудование.
Работа Sky Dragon — это не только рекламные акции и катание туристов, но и связь, и дистанционное наблюдение при помощи обычных камер, систем ночного видения или просто невооружённых глаз пилотов (фотографии Worldwide Aeros Corporation).
Инженерам стоит попробовать прикрепить к нему крылья и поднять в небо с грузом, большим, чем архимедова подъёмная сила этого дирижабля. Если получится – можно замахнуться на аналогичный гибрид большего размера. Потом ещё и ещё, пока под облака не поднимется летающий бизнес-центр, а там, глядишь, посмотрев на предпринимателей, и военные такой техникой вновь заинтересуются.