Кажется, растерялась даже милиция. Уже на станции «Спортивная» количество народа было таково, что люди едва ли не валились с перронов. Выставленные на станции стражи правопорядка, похоже, не очень понимали, зачем они то и дело открывают и закрывают пути к выходам из метро. Улицы на довольно внушительном расстоянии от «Лужников» были также перегорожены в не вполне очевидном порядке. В общем, концерт U2 стал событием не только городского и государственного, но и районного масштаба. В ожидании шоу публика пыталась найти горячительного, чтобы подзарядить потраченные за рабочий день батареи, но алкоголь почти нигде не продавали, а в чуть ли не единственном в округе баре стояла огромная очередь, сделавшая заведению, наверно, месячную выручку.
Между тем более сознательную публику на арене развлекала группа Snow Patrol.
Кажется, что, выставляя на гигантскую сцену молодых коллег, ирландцы скорее отдают дань традиции – для того, чтобы управляться со всеми сценическими конструкциями и, что еще важнее, многотысячной аудиторией, нужны куда большие норов и опыт, чем могут предложить сентиментальные британцы. Впрочем, определенный резон в их выступлении был, поскольку каждая их песня наглядно иллюстрирует влияние группы U2 в целом и гитарных приспособлений Эджа в частности на мировую поп-рок-сцену.
Довольные и уверенные лица музыкантов, появившихся спустя полчаса на сцене под звуки «Space Oddity» Дэвида Боуи, не смутил даже поливший незадолго до их выхода дождь.
Первой же песней стала «Beautiful Day», слова которой неожиданно срезонировали с погодными условиями. Следующим номером оказалась старинная «New Year's Day», после которой Боно пробежался по окружающим сцену мосткам, напевая «Singin' in The Rain». Только после этого музыканты взялись за материал с альбома «No Line On The Horizon», сыграв «Get On Your Boots». В целом сетлист почти полностью повторял программу прошедших в эти выходные финских концертов. Прозвучали и «In The Name of Love», и традиционный в этом туре живой ремикс на «I'll Go Crazy If I Don't Go Crazy Tonight» (скрещенный с фрагментом «Discoteque»), и даже написанная для дуэта с Лучано Паваротти «Miss Saraevo», которую Боно с легкостью вытянул в одиночку. Перед «I Still Haven't Found What I'm Looking For» вокалист сообщил, что уже десять лет дружит с Михаилом Горбачевым, назвал его великим человеком и своим героем. Кроме того, по ходу концерта артист поблагодарил за радушный прием российский народ и президента Медведева, а также назвал Россию страной древней и современной.
Как бы в подтверждение этого тезиса для исполнения предпоследнего кавера на дилановскую «Knockin' On Heaven's Door» поднялся Юрий Шевчук, специально написавший для песни русский куплет и в проигрыше зычно проревевший слово «Россия!».
Основным же привлекающим фактором, как и предполагалось, стало шоу, которыми в последние 20 лет U2 поражают куда больше, чем непосредственно музыкой. Формально, компьютерные эффекты, заставки, костюмы и грим, широко использованные в прошлых турах, почти сошли на нет. Тем не менее световые эффекты и мудреные сценические конструкции в этом представлении выстроены таким образом, чтобы даже самый неискушенный меломан получил свою часть веселья. Музыканты, находящиеся в центре круглого амфитеатра, то и дело выходят на вращающиеся вокруг сцены мостки, гигантский экран, позволяющий наблюдать за шоу с любой точки площадки, растягивается и сжимается, ну и, наконец, венчает похожую на краба или каркас футуристического особняка конструкцию антенна-ракета, переливающаяся всеми огнями и, кажется, готовая к взлету.
Вообще, если говорить начистоту, U2 это уже давно не четверка простых дублинских парней, пробившихся к успеху сквозь нищету, маленькие клубы и медные трубы.
Это огромная организация, в которой от техников сегодня зависит едва ли не больше, чем от самих музыкантов. Это они настраивают инструменты, они переключают эффекты на гитаре Эджа и искажают нужным образом все звуки, льющиеся из динамиков. Они же следят за видеорядом, и именно от них зависит, в нужный ли момент на экране возникнет африканский пастор Десмонд Туту и испытают ли тысячи человек единый порыв, чтобы зажечь после этого свои мобильники на «One». В конце концов, сравнивать это шоу хочется не с Depeche Mode даже, а с Бритни Спирс, Мадонной и Кайли Миноуг, разница лишь в том, что если последние превращают свои концерты в дискотеку, то проекту под названием U2 удобнее отыгрывать имидж рок-группы.
И все бы ничего, но зазвучавшая после «One» «Where The Streets Have No Name» напомнила о совсем другом Боно, косматом ирландском поэте, который, выходя на сцену едва ли не в лохмотьях, умел петь так, что покорял публику без всяких спецэффектов.
На следующей песне «With or Without You» эта ностальгия лишь усугубилась и стало окончательно ясно, что с нынешним болеющим за гражданское общество аниматором тот дублинец не имеет почти ничего общего. Конечно, глупо с пеной у рта называть U2 продажными, их отношения с музыкой закончились больше двадцати лет назад. Сегодня они, вероятно, лучшая часть шоу-бизнеса, а их представление – лучшее из того, о чем может мечтать достопочтенная публика. Ну а поэтов мы найдем где-нибудь еще.