Практически все громкие убийства последнего времени совершены по заказу, поведал специалист. "Если преступление официально числится нераскрытым, это не значит, что следствие не знает правду, - отметил он. - Иногда ее не могут доказать, а иногда не хотят. Каждой заинтересованной стороне выгодна своя версия, иначе всплывут темные дела и высокие связи не только покойного, но и живых".
Практически все киллеры - выходцы из спецслужб. "Например, среди них много выпускников Рязанского десантного училища. Боевая выучка не в тюрьмах приобретается, - пояснил исследователь. - Хорошо подготовленных офицеров у нас хватает, а они способны обучить молодых ребят с крепкими нервами и мышцами".
"Цена жизни как таковой очень низкая"
Говоря о расценках киллеров, эксперт отмечает, что "цена жизни как таковой очень низкая". "Можно ведь нанять какого-нибудь наркомана, который прикончит ненужного вам человека за дозу, - поясняет он. - А вот стоимость красивой показательной акции высока... Обычно это не меньше 100 тыс. долларов. Если речь идет о том, чтобы напугать или убрать какого-нибудь крупного коррупционера, обычно сговариваются на сумме в полмиллиона-миллион".
"А еще сумма зависит от последствий - карательные они или, как чаще бывает, человека надо лишь отправить на больничную койку, а то и вовсе оказать моральное воздействие. Бывает, заказчик хочет, к примеру, чтобы водитель машины, в которой едет жертва, и попутчики не пострадали. А это довольно трудно сделать... потому цена возрастает вдвое".
Как бы то ни было, непосредственные исполнители "обычно за действия в отношении любого объекта получают примерно одинаково", отмечает эксперт. Эти люди не сами принимают заказы, за них это делают "командиры", которые оценивают риски и назначают цену.
В моду вошли убийства "со вкусом"
"Оценивая" убийства Анны Политковской, Шабтая Калмановича и других известных лиц, эксперт отметил, что в каждом из этих дел работали киллеры разного уровня, но "в целом операции прошли грамотно и без ошибок".
Разбирая убийства последних лет, специалист отмечает, что они отличаются от тех, что практиковались в 1990-е. "Тогда расстреливали в самом безопасном месте в самое безопасное время (скажем, ночью в темном переулке)... Политковская была убита днем... Что касается убийства Калмановича, его расстреляли из автомата - это классика. Но обратите внимание, в какой обстановке все это произошло, - под носом у милиции. Время и место было выбрано для публичности акции. Плюс Шабтай вез с собой большие деньги - полтора миллиона долларов, и киллеры их показательно не взяли".
Расстрел криминального авторитета Вячеслава Иванькова (Япончика) снайпером тоже "только на первый взгляд классика", указал специалист. "Снайпер действительно не рискует, стреляет с близкого расстояния в час пик. Но он стреляет именно в живот. Между тем за те 2,5 секунды, что у него были, с учетом опять же небольшого расстояния он легко мог бы выстрелить в сердце или голову, что было бы наверняка. Но он заставляет человека мучиться".
"Заказчики тоже интеллигенты, отсюда и замысловатые убийства, сделанные "со вкусом", - объясняет эксперт. - Заказчик хочет чего-нибудь яркого, зрелищного, а то и экзотичного. Чаще стали просить об инсценировке ДТП, производственной травмы и отравлении медленно действующим ядом. Были случаи, когда люди просили лишить жертву зрения, половых органов (в отместку за совершенное изнасилование) или найти донора для трансплантации органов в безнадежной медицинской ситуации. Однако это нетипичные трагичные истории".
Заказчики - "цивилизованные граждане"
Заказчиками убийств обычно являются не бандитские главари - они способны решить свои проблемы и без наемников. Чаще всего услугами киллеров пользуются "вполне цивилизованные граждане, и прямых контактов с криминалом у них нет".
"Они в основном насмотрелись фильмов про заказные убийства и как дети увязли в своих фантазиях. Выходят на исполнителей они через милиционеров-коррупционеров, частные охранные конторы, частных детективов, службы собственной безопасности и т.д.", - рассказал специалист.
В свободное время киллеры выступают в роли телохранителей криминальных личностей или бизнесменов - в качестве "черной", нелегальной охраны. Часто группы боевиков находят спонсоров - их в складчину финансируют бизнес-структуры, которые решают коммерческие проблемы силовыми методами.