На днях глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что в 2011 году цена на нефть будет высокой. По его словам, это позволит уменьшить дефицит бюджета до уровня ниже 3% против прошлогодних 3,9%, когда баррель черного золота стоил $75. Тем не менее, правительство собирается до 2012 года снижать госрасходы федерального бюджета на 1% ВВП ежегодно.
Не очень понятно, откуда Минфин знает, что благоприятная углеводородная конъюнктура продержится целый год. Впрочем, идея сокращать госрасходы явно демонстрирует, что в повторение т. н. тучных лет правительство не верит. Вообще-то, рост бюджетных трат – это классическая антикризисная мера, призванная поддержать платежеспособный спрос в условиях, когда бизнес сталкивается с проблемами. У нас же, наоборот, расходы планируют урезать (хотя и не слишком сильно, но все же).
Неужели власти считают, что кризис закончился? Вряд ли. Скорее закончились деньги: хотя их и копили так долго, но когда черный день наступил, то огромная, казалось бы, кубышка стала пустеть с пугающей быстротой. На высоком уровне даже заговорили о необходимости вернуться к практике 90-х годов, т. е. опять набирать в долг зарубежные кредиты. Правда, хорошие нефтяные цены удержали ситуацию от столь печального сценария.
Что ждет нашу экономику в ближайшем будущем? Как изменятся цены на углеводороды? Эти вопросы мы адресовали доктору экономических наук, директору Института социальной политики ГУ ВШЭ Сергею Смирнову:
– Рассказывая о динамике цен на нефть, никто не даст голову на отсечение по поводу того, что будет в ближайшие годы. Я помню, как в начале кризиса эксперты ударились в крайность и стали говорить о том, что цена барреля упадет чуть ли не до $30-40. Этого не произошло, и поэтому Россия сравнительно удачно преодолела нелегкие времена. Но не стоит забывать, что на ближайшие три года Резервный фонд у нас не формируется, хотя в нем еще остались накопленные ранее средства, а Фонд национального благосостояния – пустой. Сейчас нефтегазовые доходы идут непосредственно в бюджет.
Если Кудрин считает, что цены на нефть будут высокими, то он предполагает, что кризис закончился; следовательно, и госрасходы не нужно увеличивать, а больше денег должно быть в частном секторе. Я предполагал, что будут осуществляться высокие социальные затраты на смягчение последствий кризиса для пенсионеров. Так это и произошло за счет проедания нефтегазовых доходов, который получил бюджет в предыдущие годы. Дальше такого развития событий вряд ли стоит ждать.
Хочется верить, что цены на нефть сохранятся на высоком уровне, пока экономика России не реструктурирована. В противном случае не очень понятно, что делать, и при второй волне кризиса мало не покажется... Впрочем, если на нефтяном рынке и есть «пузырь», то в нем не так много «воздуха», и колебание цен не будет очень большим.
Что касается политики сокращения госрасходов, то реальность не вполне подтверждает высказывания Кудрина. Вспомним недавнее заявление президента о том, что будет существенно улучшена ситуация с материальным обеспечением армии. Что это, как не увеличение государственного финансирования? Прошла же по СМИ цифра, что офицерский корпус планируется увеличить на 70 000 человек, а если лейтенант будет получать 50 000 руб. в месяц, то вот вам и повышение трат, по крайней мере, в одной сфере. Так что на месте Кудрина я бы говорил о том, что мы будет рационализировать расходы государственного сектора. Да, где-то придется их урезать, и если он говорит о сокращении федеральных расходов, то в федеральных целевых программах есть ресурсы для их рационализации. Причем большинство населения этого уменьшения даже не заметит.
Не очень понятно, откуда Минфин знает, что благоприятная углеводородная конъюнктура продержится целый год. Впрочем, идея сокращать госрасходы явно демонстрирует, что в повторение т. н. тучных лет правительство не верит. Вообще-то, рост бюджетных трат – это классическая антикризисная мера, призванная поддержать платежеспособный спрос в условиях, когда бизнес сталкивается с проблемами. У нас же, наоборот, расходы планируют урезать (хотя и не слишком сильно, но все же).
Неужели власти считают, что кризис закончился? Вряд ли. Скорее закончились деньги: хотя их и копили так долго, но когда черный день наступил, то огромная, казалось бы, кубышка стала пустеть с пугающей быстротой. На высоком уровне даже заговорили о необходимости вернуться к практике 90-х годов, т. е. опять набирать в долг зарубежные кредиты. Правда, хорошие нефтяные цены удержали ситуацию от столь печального сценария.
Что ждет нашу экономику в ближайшем будущем? Как изменятся цены на углеводороды? Эти вопросы мы адресовали доктору экономических наук, директору Института социальной политики ГУ ВШЭ Сергею Смирнову:
– Рассказывая о динамике цен на нефть, никто не даст голову на отсечение по поводу того, что будет в ближайшие годы. Я помню, как в начале кризиса эксперты ударились в крайность и стали говорить о том, что цена барреля упадет чуть ли не до $30-40. Этого не произошло, и поэтому Россия сравнительно удачно преодолела нелегкие времена. Но не стоит забывать, что на ближайшие три года Резервный фонд у нас не формируется, хотя в нем еще остались накопленные ранее средства, а Фонд национального благосостояния – пустой. Сейчас нефтегазовые доходы идут непосредственно в бюджет.
Если Кудрин считает, что цены на нефть будут высокими, то он предполагает, что кризис закончился; следовательно, и госрасходы не нужно увеличивать, а больше денег должно быть в частном секторе. Я предполагал, что будут осуществляться высокие социальные затраты на смягчение последствий кризиса для пенсионеров. Так это и произошло за счет проедания нефтегазовых доходов, который получил бюджет в предыдущие годы. Дальше такого развития событий вряд ли стоит ждать.
Хочется верить, что цены на нефть сохранятся на высоком уровне, пока экономика России не реструктурирована. В противном случае не очень понятно, что делать, и при второй волне кризиса мало не покажется... Впрочем, если на нефтяном рынке и есть «пузырь», то в нем не так много «воздуха», и колебание цен не будет очень большим.
Что касается политики сокращения госрасходов, то реальность не вполне подтверждает высказывания Кудрина. Вспомним недавнее заявление президента о том, что будет существенно улучшена ситуация с материальным обеспечением армии. Что это, как не увеличение государственного финансирования? Прошла же по СМИ цифра, что офицерский корпус планируется увеличить на 70 000 человек, а если лейтенант будет получать 50 000 руб. в месяц, то вот вам и повышение трат, по крайней мере, в одной сфере. Так что на месте Кудрина я бы говорил о том, что мы будет рационализировать расходы государственного сектора. Да, где-то придется их урезать, и если он говорит о сокращении федеральных расходов, то в федеральных целевых программах есть ресурсы для их рационализации. Причем большинство населения этого уменьшения даже не заметит.