
Не очень понятно, откуда Минфин знает, что благоприятная углеводородная конъюнктура продержится целый год. Впрочем, идея сокращать госрасходы явно демонстрирует, что в повторение т. н. тучных лет правительство не верит. Вообще-то, рост бюджетных трат – это классическая антикризисная мера, призванная поддержать платежеспособный спрос в условиях, когда бизнес сталкивается с проблемами. У нас же, наоборот, расходы планируют урезать (хотя и не слишком сильно, но все же).
Неужели власти считают, что кризис закончился? Вряд ли. Скорее закончились деньги: хотя их и копили так долго, но когда черный день наступил, то огромная, казалось бы, кубышка стала пустеть с пугающей быстротой. На высоком уровне даже заговорили о необходимости вернуться к практике 90-х годов, т. е. опять набирать в долг зарубежные кредиты. Правда, хорошие нефтяные цены удержали ситуацию от столь печального сценария.
Что ждет нашу экономику в ближайшем будущем? Как изменятся цены на углеводороды? Эти вопросы мы адресовали доктору экономических наук, директору Института социальной политики ГУ ВШЭ Сергею Смирнову:
– Рассказывая о динамике цен на нефть, никто не даст голову на отсечение по поводу того, что будет в ближайшие годы. Я помню, как в начале кризиса эксперты ударились в крайность и стали говорить о том, что цена барреля упадет чуть ли не до $30-40. Этого не произошло, и поэтому Россия сравнительно удачно преодолела нелегкие времена. Но не стоит забывать, что на ближайшие три года Резервный фонд у нас не формируется, хотя в нем еще остались накопленные ранее средства, а Фонд национального благосостояния – пустой. Сейчас нефтегазовые доходы идут непосредственно в бюджет.
Если Кудрин считает, что цены на нефть будут высокими, то он предполагает, что кризис закончился; следовательно, и госрасходы не нужно увеличивать, а больше денег должно быть в частном секторе. Я предполагал, что будут осуществляться высокие социальные затраты на смягчение последствий кризиса для пенсионеров. Так это и произошло за счет проедания нефтегазовых доходов, который получил бюджет в предыдущие годы. Дальше такого развития событий вряд ли стоит ждать.
Хочется верить, что цены на нефть сохранятся на высоком уровне, пока экономика России не реструктурирована. В противном случае не очень понятно, что делать, и при второй волне кризиса мало не покажется... Впрочем, если на нефтяном рынке и есть «пузырь», то в нем не так много «воздуха», и колебание цен не будет очень большим.
Что касается политики сокращения госрасходов, то реальность не вполне подтверждает высказывания Кудрина. Вспомним недавнее заявление президента о том, что будет существенно улучшена ситуация с материальным обеспечением армии. Что это, как не увеличение государственного финансирования? Прошла же по СМИ цифра, что офицерский корпус планируется увеличить на 70 000 человек, а если лейтенант будет получать 50 000 руб. в месяц, то вот вам и повышение трат, по крайней мере, в одной сфере. Так что на месте Кудрина я бы говорил о том, что мы будет рационализировать расходы государственного сектора. Да, где-то придется их урезать, и если он говорит о сокращении федеральных расходов, то в федеральных целевых программах есть ресурсы для их рационализации. Причем большинство населения этого уменьшения даже не заметит.