До того, как в прессу просочился текст правительственного доклада Великобритании, мало кто из россиян подозревал о том, что из этой страны к нам поступает финансовая помощь. И вот накануне её было решено прекратить — как и дотации ещё 15 странам мира, в числе которых Китай и Ирак.
Выдержки из доклада о пересмотре размеров финансовой помощи другим государствам впервые прозвучали в эфире британского телеканала Би-Би-Си. Согласно документу, правительство решило не просто сэкономить на недавних «иждивенцах», но одновременно с этим увеличить дотации некоторым другим, избранным государствам.
— Мы полагаем, что проекты, связанные с выделением такой помощи, должны быть гораздо лучше продуманы, — заявил министр Великобритании по международному развитию Эндрю Митчелл. Однако далее распространяться на тему причин и целей такой помощи министр не стал.
Тем временем британские СМИ уточняют, что вопрос о прекращении помощи России и Китаю стоял на повестке дня ещё летом 2010-го. По каким-то причинам решение затягивалось — хотя, — но теперь российским получателям британских дотаций придётся забыть о фунтах стерлингов.
Кто же был этими получателями и на что была направлена английская благотворительность? Как считает главный экономист «Финам Менеджмент» Александр Осин, «финансовая помощь ограничивалась программами, направленными на развитие гражданского общества». Проще говоря, деньги получали общественно-политические и другие организации, чья деятельность способствовала распространению определённой идеологии среди российского населения. Однако либо затраты оказались неэффективными, либо, наоборот, такими эффективными, что потеряли смысл — и теперь деньги от России «перетекут» в другие «нуждающиеся» страны.
— В 2007-2008 годах британская помощь России составила 373 тысячи фунтов стерлингов. И уже тогда это считалось в финансовом руководстве этой страны «неоправданным шагом», — рассказал Осин.
В докладе также указано, что новыми получателями дотаций станут в основном развивающиеся страны — например, Гана и Афганистан.
— Британский парламент планирует увеличить объем средств, из которых потом будет выплачиваться помощь развивающимся странам. Таким образом, изменяется структура данной сферы расходов бюджета Великобритании, к 2014 г. руководство Великобритании рассчитывает направлять не менее 30% помощи в основном нестабильным государствам, а также странам, на территории которых идут войны, — уточняет Осин.
— В правительственном докладе подчеркивается, что предоставление помощи этим странам благотворно скажется на экономике и безопасности Британии, — продолжает аналитик. — То есть основной фактор, влияющий на политику Британии в данной сфере — это воздействие на политические процессы в развивающихся странах. Впрочем, в связи с нарастающей необходимостью консолидации бюджетных расходов Великобритании, растет и роль оптимизации расходования средств британской казны. Поэтому британское правительство старается действовать сообразно имеющимся финансовым средствам, в том числе, в данной сфере своей политики.
Примечательно, что независимые британские экономисты давно призывали правительство сократить данные издержки. В частности, внимание обращали на то, что дотации от Великобритании до сих получает Индия, а там рост экономики и без того составляет 10% в год. То есть поддержка Лондона индийцам не нужна, а её продолжение позволяет заподозрить английское правительство в том, что деньги идут не на гуманитарные, а какие-то иные цели.
Что касается России, у нас и без Британии остаётся много «помощников».
— Ещё есть финансовая помощь со стороны различных американских фондов, и основные цели здесь также носят «точечный» политический
характер, — говорит Осин. — Поддерживаются общественные структуры, лояльные к внешней политике США. Вероятно, существуют аналогичные программы и у европейских фондов. Для справки
А каким странам помогаем мы?
Александр Осин, Главный экономист «Финам Менеджмент»
— К 2005 году Москва списала бедным и развивающимся странам более 30 млрд. долларов долгов. Были списаны долги, в частности, Сирии и Эфиопии. В 2007 г. Россия списала весь долг Алжира в 4,7 млрд. долларов. В ответ Алжир обязался закупить российские товары как минимум на ту же сумму — в основном, это оружие. В 2008 году Россия также списала Ираку 12 млрд. долл., то есть 93% всей задолженности. Основные цели данной политики носят, как и в случае проведения её развитыми странами, политико-экономический характер.