Плохие российские дороги уже давно стали притчей. И это неудивительно: бесконечные ремонты, которые нисколько не улучшают качество дорог стали бездонным источником прибыли. Вместо того чтобы согласно нормативам ремонтировать дорожное покрытие раз в 8-12 лет, оно заменяется каждый год, при этом затрачивается около 700 миллиардов рублей.
По статистике за лето в крупных городах асфальт меняют где-то на четверти магистралей. Специалисты считают, что при действующих коррупционных схемах ремонт дорог чаще всего представляет собой бессмысленное перекладывание асфальта. И здесь виноваты не только коррумпированные чиновники, но также и сама система тендеров, когда заказ отдается компаниям, позволяющим максимально сэкономить. Если вычесть все откаты, суммы, затраченные на асфальт, щебень и минералы, то остается совсем немного средств.
Если подсчитать в среднем, сколько сил и средств затрачивается каждый год на ремонт российских дорог, то цифры способны весьма удивить зарубежных экспертов. Например, затраты на замену дорожного покрытия в прошлом году составили немного-немало, а 700 миллиардов рублей. Известно, что Международные эксперты, в том числе и Всемирный банк уже не раз высказывали удивление весьма завышенными ценами на ремонт и прокладывание новых дорог. Однако, несмотря на огромные средства, вкладываемые в эту отрасль, состояние их почти не изменяется к лучшему, испорченные асфальт вновь заменяют таким же некачественным покрытием.
Алексей Шумак, координатор Федерации автовладельцев России в Санкт-Петербурге сообщил журналистам, что очень редко, когда дорожные работы ведутся по всем правилам и соблюдением технологии, а при замене асфальта, меняют еще и гравий. В основном плохой асфальт заменяют на покрытие такого же качества, поэтому через год его опять приходится менять. Однако вместо того, чтобы снять весь асфальт и поменять также гравий под ним, рабочие только срезают верхний слой и кладут на него новый асфальт. А на следующий год все приходится делать заново, потому, что покрытие, положенное без соблюдения технологии снова испортилось.
Специалисты утверждают, что дорожное покрытие, которое постоянно нуждается в ремонте, в России делают умышленно. При этом убеждая население, что хорошие дороги в России сделать абсолютно невозможно. Хотя, такое утверждение является более чем странным: ведь смогли же мы построить Днепрогэс и полететь в космос. Скорее всего, даже если найдется добросовестный чиновник, который решить сделать хорошие дороги, построить их по всем правилам, то ему это вряд ли позволят. А все потому, что строить плохие дороги гораздо выгоднее, как чиновникам, так и подрядчикам. Чем выше объем работ, тем гораздо лучше он финансируется, на него выделяется больше средств, а расходы почти не контролируются государством.
Эксперты утверждают, что в стране не существует единой системы тарификации, согласно которой, можно было бы определить, сколько стоит одна машина асфальта или битума. Чаще всего цены берутся с потолка. Тем более что и проверять качество дорог у нас тоже не принято. Обычно в смете пишут, что для ремонта какого-то участка дороги использовалось сколько-то машин асфальта, битума, гравия. Хотя на самом деле их количество может быть во много раз меньше. А деньги, которые при этом остались, уже уходят в другие карманы. Обычно откаты при строительстве дорог составляют около 10%, потому, что подрядчикам нужно еще поделиться с «крышей» и оставить некоторую сумму себе.
Экономят на покупке асфальтобетона, приобретается менее прочный щебень, песок с примесью, а вместо качественного минерального порошка, который по технологии добавляется в асфальт для вязкости – сыпят обычную пыль. И виновата при этом не только коррупция, но и сама система тендеров, когда конкурс выигрывают те компании, которые за выполнение заказа просят меньшую сумму. В итоге, получается, что данной суммы не хватит на хороший качественный ремонт, а ведь нужно еще и заплатить за откаты.
Не менее важной проблемой является еще тот факт, что организации, которые занимаются выполнением госзаказа по укладке асфальта в черте города, обычно дают весьма краткосрочные гарантии – не более двух лет, хотя по нормативам этот срок должен быть не менее восьми лет. Председатель Движения автомобилистов Виктор Похмелкин считает, что компании, которые занимаются ремонтом и укладкой дорог должны давать более длительную гарантию на свою работу. И если через год уже требуется замена прежнего покрытия новым, то того, кто занимался организацией и проведением работ, можно смело привлекать к уголовной ответственности. Потому, что данный факт указывает как минимум на грубое нарушение технологий, которые в итоге привели к причинению существенного имущественному ущербу, а как максимум – представляют собой хищение денежных средств.
Существует пока еще действующее постановление правительства от 1994 года, согласно которому дороги подлежат капитальному ремонту по истечении 8-12 лет.
Однако сейчас происходит то, что ремонт дорог в больших городах каждый год оборачивается кошмаром для водителей. Известно, что в этом году в Москве планируется ремонт примерно четверти дорог, а это значит, что они будут перекрыты какое-то время. Все эти действия приведут к возникновению дополнительных «пробок» на дорогах. Те работы, которые можно будет сделать в ночное время, почему-то осуществляются днем.
В другом мегаполисе России – Санкт-Петербурге в настоящее время ремонтируются примерно 150 улиц. Городские власти сообщают, что планируют на это потратить около пяти миллиардов рублей. В Федерации автомобилистов сообщали, что ремонт дорог в Северной столице имеет свои характерные особенности – улицы закрывают на ремонт, а потом абсолютно не спешат с их ремонтом. Например, в прошлом году одна из основных магистралей Петербурга – Проспект Обуховской обороны – была закрыта на несколько месяцев, а сейчас закрыты на ремонт магистрали, которые ведут Приморский район Петербурга.