Дон Хигсон - вице-президент Австралийской ядерной ассоциации заявил, что авария на атомной станции «Фукусима-1» не является повторением трагичных событий, случившихся в Чернобыле.
Дело в том, что многие мировые сообщества стали говорить об идентичности двух этих происшествий, после того, как 12 апреля 2011 года руководство по ядерной и промышленной безопасности Японии увеличило рейтинг аварии с пяти до семи. В итоге, размерам катастрофы на атомной станции был присвоен высший уровень по международной шкале ядерных событий. Однако Хигсон, являющийся сотрудником Общества инженеров Австралии, а также членом Австрало-Азиатского общества защиты от радиации уверен, что последствия японской техногенной катастрофы были несколько иными, ежели когда-то в СССР. В первую очередь, в Японии не было допущено распространение значительной радиации за территорию самой АЭС.
В 1990 году Международным агентством по атомной энергии была разработана шкала, согласно которой всем радиационным утечкам присваивалась категория от 0 до 7 баллов. Кроме того, при помощи этой же шкалы оценивались последствия аварии непосредственно на месте ее появления, и полученные предприятием разрушения «глубокой защиты». Ранее высший балл по этой шкале был присвоен Чернобылю, а теперь вот и Фукусиме.
И неудивительно, что весь мир опасается повторения ситуации на Чернобыльской АЭС. Данная авария представляла собой худшее, что могло произойти на атомной станции. Тогда не сработала система безопасности и защиты, а активная зона реактора полностью расплавилась. При этом, как стало позже известно, последняя и вовсе не имела защитной оболочки. Хотя в других странах именно эта оболочка является одним из главных компонентов «глубокой защиты».
После этой чудовищной аварии 237 сотрудников Чернобыльской АЭС оказались госпитализированы с диагнозом острой лучевой болезни. Несколько десятков случаев заболевания закончились смертельным исходом, примерно 20 человек погибли позже, от заболеваний, которые были вызваны радиационным облучением. Трое сотрудников погибли сразу на рабочем месте.
И это еще не все трагичные последствия крупнейшей аварии в атомной энергетике. Эксперты подсчитали, что всего от радиационно-индуцированноо рака умрет четыре тысячи человек, часть из них в настоящее время уже погибла. Среди жертв чернобыльской катастрофы оказались не только сотрудники АЭС, но также и простые граждане, которые подверглись воздействию радиации в результате огромного выброса радиоактивного материала.
Теперь, что касается атомной станции «Фукусима-1», то во время подземных толчков, ее реакторы были остановлены безопасным образом. Однако цунами, вызванное землетрясением оказалось более мощным, чем ожидалось при строительстве АЭС. В итоге произошло полное отключение электроэнергии, и система охлаждения вышла из строя. Тогда стали нагреваться реакторы «Фукусимы». Когда активные зоны сильно перегрелись, то произошло выделение продуктов радиоактивного распада, образование водорода и нескольков взрывов. Таким образом, из-за сильного перегрева и взрывов, защитные оболочки реакторов были частично повреждены, но в целом устояли.
Специалисты опасались выбросов радиации в атмосферу, хорошо, что системы контроля смогли доказать свою эффективность. Известно, что до сих пор еще не было зафиксировано ни одного смертельного случая, связанного с облучением. Несколько сотрудников получили ожоги от бета-излучения, пара рабочих вдохнула йод-131, что создает риск развития рака щитовидной железы.
Около сотни других рабочих станции получили высокие дозы радиации, что также создает опасность развития рака через лет 10-20. Однако, несмотря на эти цифры, любой человек на Земле может умереть от рака с вероятностью в 25 процентов. При этом также не было зарегистрировано ни единого случая сильного воздействия радиации, способного вызвать острую лучевую болезнь. Кроме того, важно, что простые люди, проживающие в окрестностях атомной станции, не получили радиационного поражения.
Поэтому 7 баллов Фукусимы – это не то же самое, что 7 баллов Чернобыля. Данный показатель всего лишь является индикатором объемов утечки радиоактивного материала, а повышен был исключительно по техническим причинам. Тем более, что количество выброшенного йода-131 на «Фукусима-1» в десятки раз меньше, что в Чернобыле, цезия-137 - всего лишь 15 процентов от уровня в Чернобыле.
В заключении Дон Хигсон предлагает несколько изменить саму шкалу ядерных событий. В частности, седьмой уровень можно разделить на несколько подуровней или, лучше всего, разработать новую шкалу, где будет учитываться степень воздействия радиации на здоровье населения. Тем более, что обычным гражданам это намного понятнее.