Октябрь 2001 года. Ожидание почитателей Civic Type R вознаграждено: в Великобритании впервые появилась модель, наследующая EK9. Type R - версия модели Civic седьмого поколения наконец-то объявлена. Команда инженеров Honda, известная своей щепетильностью, оснастила автомобиль новым 2-литровым двигателем без наддува, 16-клапанным DOHC i-VTEC. Этот мощный двигатель, по размерам меньший и более легкий, чем предыдущий, давал убедительные 200 л.с. при 7400 об/мин. Улучшенная подвеска, маневренность и тормозной механизм прошли тщательную проверку на тестовых F1-треках Honda в Мотеги и Судзуке (Япония), с тем чтобы соответствовать строго выдерживаемой спецификации Type R. Еще одной важной особенностью нового автомобился стала его переосмысленная, пулеподобная аэродинамическая форма. Одно уже это обстоятельство, вместе с 17 сплавами, ковшеобразными сиденьями впереди и установленной на щитке алюминиевой рукояткой переключения скоростей гарантировало не только характеристики гоночного автомобиля, но и соответствующий внешний облик. Эта CTR-модель, как ее стали повсеместно называть, взяла первые награды во многочисленых чартах хэтчбэков Hot Hatch Of The Year. Релиз CTR означал возвращение к "Формуле 1" как к основной идее. Как и полноценное возвращение профессиональной команды F1 в 2005 году.
Кузов нового Type R это сплав стиля, прочности и аэродинамики. По сравнению с пятидверной моделью, Type R выглядит более широким и низким. Передний бампер с широким воздухозаборником обеспечивает мощный приток воздуха к двигателю и тормозным дискам.
На большой скорости передний и задний бамперы направляют поток воздуха под днище автомобиля, создавая разряжение, и как следствие дополнительную прижимную силу.
Лонжероны, стойки и поперечины подвески, кузовные панели изготовлены из особо прочных материалов. Как результат, кузов Type R один из самых жестких в классе, а шасси обеспечивает великолепную управляемость и предсказуемые реакции на действия водителя.
Самой важной задачей разработчиков двигателя нового Type R получение максимальной эффективности во всем диапазоне оборотов. Двигатель получил такие системы управления как i-VTEC, VTC и электронную дроссельную заслонку drive-by-wire. В результате, максимальная тяга 193 Нм выдается уже при 5600 об./мин., а мощность 201 л.с. достигается на 7800 об./мин.
С системой drive-by-wire двигатель мгновенно откликается на нажатие педали акселератора выдавая стабильную тягу на небольших оборотах, и сильный подхват от 5000 до 8000 об./мин. Двигатель Type R агрегирован с 6-ти ступенчатой трансмиссией.
Механическая КПП имеет сближенные передаточные числа и короткие ходы переключателя, что дает ощутимое преимущество в разгоне и максимальной скорости.
Управляемость Type R уже давно стала легендой, с появлением нового поколения эта легенда лишь упрочняется. Колея задних колес стала шире на 20 мм, клиренс понижен на 15 мм. Также смещен вниз центр тяжести и улучшено распределение веса по осям. Колеса 225/40 ZR18 и 300 мм тормозные диски свидетельствуют о том, что Type R держится за дорогу намного лучше, чем вы держались бы за свою задницу, убегая от бешеного добермана. Информативный руль позволит вам четко и быстро управляться с этим дьяволом, забывшем напрочь законы физики и стремящимся нарушить все законы морали.
Интерьер Type R продолжает тему красной эмблемы Honda. Красные шкалы приборов и подсветка, прострочка красными нитями, вставки из полированного алюминия.
Красно-черные кресла отделаны кожей и замшей и имеют вышивку Type R на спинке. Разрабатывая кресла, мы учли, что водитель может проводить за рулем несколько часов, поэтому вместе с развитой боковой поддержкой, кресла имеют мягкие сиденье и спинку.
От пятидверной версии Civic, Type R получил организацию пространства багажника и складные задние сиденья.