11 декабря 1926 года на заседании Артиллерийского комитета вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Руководителем работ по проектированию 203-мм гаубицы был А. А. Лендер, а после его смерти А. Г. Гаврилов.
Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. Проект был составлен в двух вариантах. В одном с дульным тормозом, во втором без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.
Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик».
Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 года.
В июле-августе 1931 года на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4.
Серийное производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Большевик» в 1932 году.
Уже в 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный и прочный ствол. Гаубицы со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а гаубицы с новым стволом «Б-4 большой мощности» (БМ). Кроме большей длины ствола гаубицу БМ можно было отличить от гаубицы ММ по устройству казенника. Иных внешних отличий гаубицы БМ и ММ не имели.
В 1933 году производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и ее не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-ом полугодии 1934 года.
Приспособление на каждом заводе («Большевик» и «Баррикады») конструкции гаубицы к своим производственным возможностям привело к выпуску двух практически различных конструкций. Для устранения этого влияния в 1937 году была проведена работа по выпуску единых чертежей.
Но, судя по всему, полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Мало того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод Новокраматорский.
Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ изготавливались только скрепленными. Первые опытные лейнеры к Б-4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейнированный ствол Б-4БМ был изготовлен не ранее конца 1934 года. Далее шло параллельно изготовление скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ.
В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на опытный ствол Б-4 для стрельбы нарезными снарядами. Изготовление опытного ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года.
В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами.
Положительных результатов при стрельбе нарезными снарядами добиться не удалось. А 25 марта 1938 г. АУ предложило НИАПу «отправить на завод „Большевик“ не позднее 10 апреля 1938 г. опытный ствол Б-4 № 128 с крутизной нарезки 12 клб для исправления нарезов».
Боевая служба гаубицы Б-4
К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. была изготовлена 31 гаубица Б-4ММ и 88 гаубиц Б-4БМ.
Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939-1940 годов. На 1 марта 1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4.
К 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4.
В 1938-1939 годах была предпринята попытка ввести 203-мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»), по 6 гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпусной артиллерии, причем взамен 6 гаубиц каждый дивизион получил 12-15 гаубиц-пушек МЛ-20.
К началу войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.
С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, а от промышленности отпущено в войну 105 гаубиц.
В ходе войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии поз названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.
В советской армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. К 1 мая 1945 года Б-4 имелись в 30 бригадах и четырех отдельных полках.
Калибр 203,2 мм
Начальная скорость снаряда 610 м/с
Максимальная дальность стрельбы 16000 м