На необъятных демократических просторах Европейского союза живут существа, на паспортах которых написано «ALIEN» (англ.: чужой или инопланетянин).
Только не думайте, что произошёл первый контакт с инопланетной цивилизацией и демократическая Европа, всем примерам пример в толерантности, решила попавшим на нашу планету инопланетянам выдать паспорта. Существа эти полностью похожи на вас, дорогие земляне, и судя по их медицинским картам, на 100% являются земными Homo Sapiens. Их единственное отличие — в том, что они — русские.
Нашествие «инопланетян» на Европу началось с августа 1991 года. Тогда большинство будущих «чужаков» поддержало независимость двух маленьких балтийских государств. Тогда люди верили в демократию, в перспективы развитого капитализма и в банальную дружбу народов. Через несколько месяцев и эстонская и латышская интеллигенция, вскормленная в Советском Союзе, с молчаливого согласия эстонцев, латышей и всего так называемого международного сообщества обманула часть населения своих стран, превратив их на ставшей им родной земле в «инопланетян». А еще через некоторое время этот обман закрепила Россия во главе с президентом Ельциным, подписав межгосударственный договор, не предусматривающий гарантии защиты прав для граждан бывшего СССР.
В начале 90-х годов в Эстонии была созвана конституционная ассамблея, задачей которой была выработка новой конституции Эстонской Республики. Одним из краеугольных камней нового государственного строя стал миф об оккупации Эстонии Советским Союзом. Исходя из этого, в конституции появилось понятие: «правоприемные граждане», то есть те, чьи предки до 1940 года имели эстонское гражданство. На основе конституции появился закон, регламентирующий получение эстонского гражданства. В нем говорится о «натурализованных гражданах», то есть о тех, чьи предки не являются гражданами Эстонии.
Так как миф об оккупации стал конституционной реалией, то все люди, приехавшие в Эстонию после 1940 года, и их потомки были объявлены оккупантами и стали лицами, незаконно проникшими на территорию Эстонии. Впоследствии некоторые ретивые чиновники департамента гражданства и миграции Эстонии изобрели настоящую «инопланетную» технологию, благодаря которой, заполняя анкеты людей, родившихся в Эстонии, они умудрялись писать, что те прибыли на территорию Эстонии незаконно. Таким образом, в Эстонии появилось почти 400 тысяч чужаков-«инопланетян».
Основным документом для таких людей стал внутренний паспорт уже несуществующего к тому времени Советского Союза. Для выезда за границу был придуман временный выездной документ, который не принимала большая половина тех демократических стран, которые признавали новую эстонскую независимость. Людей заставили проходить унизительную процедуру получения временного вида на жительство. Для этого надо было заполнить многостраничную анкету, в которой, например, необходимо было указать информацию о ближайших родственниках, их домашние адреса, место работы, — независимо от того, в какой стране проживают эти родственники. Правда, эстонское государство смилостивилось и дало льготы «инопланетянам».
Трудно понять, как можно давать льготы оккупантам, но всё же все те чужаки, которые жили в Эстонии до 20 августа 1991 года, получили право без пятилетнего обязательного проживания на территории «свободной» Эстонии получить эстонское гражданство, пройдя процедуру натурализации.
Еще в 2005 году больше половины эстонцев считали, что для того чтобы получить эстонское гражданство, необходимо сдать так называемый «экзамен на гражданство», который состоял из проверки знаний конституции и закона о гражданстве. Эстонцы, не читавшие закон Эстонской республики о гражданстве, недоумевали: неужели русские настолько тупые, что не могут выучить конституцию и один закон. С подачи пропагандистской машины они делали вывод, что русские сознательно не хотят получать гражданство и, следовательно, интегрироваться. Государство запугивало эстонцев, утверждая, что русские, нежелающие получать эстонское гражданство, — это оккупанты, не признающие Эстонскую Республику и желающие возврата Эстонии обратно под оккупацию России.
Однако вышеупомянутый закон требует для получения гражданства еще и сдачи экзамена по эстонскому языку. Он требует знания примерно пяти тысяч слов, умений заполнять анкеты, писать письма и умения общаться на различные бытовые темы. Теоретически звучит не так уж сложно, но в Эстонии для русских простым ничего не бывает. Чтобы выучить на этом уровне язык, нужно потратить немалые деньги и время. Ни того, ни другого государство не предоставляло и не компенсировало.
Рабочий человек, всю жизнь проживший в Эстонской ССР, вместо того чтобы проводить время с семьей, должен был после работы учить язык и платить за это из своего кармана. Правда, после вступления Эстонии в Европейский союз государство стало компенсировать плату за курсы тем, кто успешно сдал экзамен. К примеру, в той же Великобритании работающие и платящие налоги эмигранты, недавно приехавшие на туманный Альбион, могут изучать английский бесплатно, примерно также обстоят дела во всей старой Европе. Но выучившись на курсах и даже говоря на этом языке, вы не гарантируете себе возможность сдать экзамен. Система приема экзамена такова, что эстонские журналисты, заинтересовавшиеся этой темой, так и не смогли набрать необходимое количество баллов для успешной сдачи. По статистике экзамен успешно сдаёт примерно половина экзаменуемых, при этом конкретные ошибки каждого экзаменуемого остаются тайной.
Несмотря на сложности, примерно 120 тысяч «инопланетян» прошли процедуру натурализации и получили эстонское гражданство. Как правило, люди получали гражданство не из-за большой любви к унижающему их государству. Возможность получить лучшую работу, особенно в государственных учреждениях, безвизовый выезд в благополучную Европу и возможность работы за границей — вот основные причины получения нашими соотечественниками эстонского гражданства.
Около 85 тысяч человек сделали свой выбор, приняв российское гражданство. Основными их мотивами были патриотизм и желание иметь государственную защиту, что немаловажно в условиях современной Эстонии. Лиц без определенного гражданства в Эстонии — еще их называют «серопаспортниками», по цвету паспорта чужака-«инопланетянина» — примерно столько же, сколько и натурализованных граждан.
По своему правовому статусу лица без определенного гражданства являются иностранцами, долговременно проживающими на территории ЕС. До вступления Эстонии в Европейский союз неграждане имели постоянный вид на жительство в Эстонии. Эти лица пользуются всеми гражданскими правами, социальными правами, но на своей родине лишены практически всех политических прав, кроме права голосовать на местных выборах, хотя в Латвии нет и этой возможности. Люди, многие из которых родились на территории Эстонии, не могут влиять на жизнь своей родины. Их единственное «право», которое не оспаривалось государством, — это право вовремя платить налоги, и единственный департамент в Эстонии, который предоставляет максимальную информацию о своей работе на русском языке, — это налогово-таможенный департамент.
Когда появился паспорт иностранца, в нем была запись о том, что эстонское государство не несет никакой ответственности за предъявителя этого документа и не гарантирует его возврат на территорию Эстонии. Для многих стран, например, Франции, это стало предлогом для отказа в визе. Страна с одной из самых старых в Европе демократий, признав Эстонскую Республику, отказывалась признавать выданный этой же Эстонской Республикой паспорт иностранца. В то время как для граждан, имеющих эстонское гражданство, страны ЕС еще до вступления Эстонии в ЕС отменили визы, для обладателей серых паспортов необходимость в визах сохранялась даже после вступления Эстонии в Европейский союз. Они были будто бы с издёвкой отменены за 9 месяцев до того, как Эстония вступила в шенгенскую зону, по условиям которой все жители Эстонии смогли беспрепятственно ездить по Европейскому союзу. Казалось бы, это ограничение не столь значительно. Однако свободный выезд в экономически развитые страны дал большое экономическое преимущество эстонцам перед русскими.
Систему гражданства, которая сложилась в Эстонии, профессор, доктор политических наук Дмитрий Сергеевич Малахов описал следующим образом — «ограниченное социальное гражданство для определенной группы населения при исключении других групп из политического гражданства и ограничении для них цивильного гражданства: этноцентристский режим». К этому наиболее точному определению можно добавить, что с сокращением политических прав пришло и сокращение большей части социальных прав. Оно произошло в лучших традициях либерализма, государство в этот процесс никак не вмешалось, ни административно, ни законодательно. Эстонским политикам просто было не выгодно заниматься проблемами лиц, которые за них не голосуют. В свою очередь, политика лишения политических прав русского национального меньшинства отвечала интересам крупного бизнеса, который получил достаточно дешевую, ограниченную как в перемещении, так и в выборе места работы, но достаточно высоко квалифицированную рабочую силу, лишенную политическими методами возможности защищать свои права. Нынешнее кризисное состояние эстонского государства повлияло в том числе и на кризис гражданства.
Эстонская политэлита в своих «инопланетных» экспериментах довела ситуацию до такой степени, что в Эстонии почти не осталось настоящих по духу граждан. Эстонцы, получив гражданство, как привилегию господ, считают, что у них есть права, но обязанностей перед государством они не ощущают. Благодаря девятнадцатилетней промывке мозгов они уверовали, что государство, прежде всего, должно быть озабоченно обеспечением прав эстонцев, и только потом задумываться о правах человека.
После апрельских событий 2007 года как у неграждан, так и у натурализованных граждан полностью развеялись иллюзии в отношении эстонского государства, его способности и готовности защищать их гражданские права. Стало ясно, что с их мнением никто не собирается считаться. Людям отказали не просто в праве на элементарные права человека, но и в правах на уважение своей истории, культуры, мировоззрения, в праве быть русскими, татарами, евреями и другими не титульными нациями в Эстонии. После «бронзовой ночи» большинство апатридов присвоило себе моральное право на нелояльность к эстонскому государству.
С начала появления «инопланетян» их число уменьшилось на 210 тысяч и с каждым годом это число сокращается. Но если еще до 2007 года большинство неграждан пыталось получить эстонское гражданство, ассоциируя его с «билетом», то теперь многие российские соотечественники хотят быть сопричастными с сообществом людей, разделяющих с ними близкие им по духу культурные и исторические ценности. Вследствие чего последние два года наблюдается рост числа тех, кто меняет паспорт чужака-«инопланетянина» на паспорт гражданина России.
Проблема «инопланетян» регулярно поднимается в международных организациях, начиная с европейского парламента и вплоть до ООН, но кроме разговоров и красиво написанных программ интеграции никаких действий не происходит, эту проблему серьезно решать никто не собирается. Часть лидирующих мировых держав заинтересована в создании напряжения на границах с Россией. Неофициально, а порой и официально они поддерживают миф об оккупации Эстонии Советским Союзом. Единственная же страна в мире, которая пытается облегчить жизнь неграждан в Эстонии — Россия, вернувшая год назад безвизовый режим и, по существу, сделавшая эстонский паспорт чужака-«инопланетянина» паспортом российского соотечественника, предусмотренным законом «О поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом».
Для эстонского государства проблема неграждан уже не может быть решена предоставлением гражданства по нулевому варианту. Пока официальная идеология государства будет опираться на миф об оккупации, а русских и их потомков в эстонском обществе будут воспринимать как оккупантов, ситуация в стране не изменится. Политика государственного этноцентризма, проводимая неолиберальной политической элитой Эстонии, не способствует созданию сообщества граждан, ощущающих не только потребность в обеспечении своих прав, но и потребность во взятии на себя обязанностей за развитие и укрепление государства.
http://baltija.eu/news.php?news_id=1213