Десятилетиями нас учили, что во время Второй Мировой войны были лишены жизни 6 миллионов 28 тысяч граждан Польши, в том числе примерно 3 миллиона евреев. Даже для большинства польских историков это число представляется сильно завышенным. Для демографов же эта цифра даже слишком мала. Эти 6 с небольшим миллионов впервые озвучил в декабре 1946 года Якуб Берман, ставший по милости Сталина государственным секретарём в президиуме польского прокоммунистического Совета министров, ответственным за государственную безопасность, пропаганду и идеологию и именно он сделал эту цифру в Польше официальной и твёрдой составной частью нашей Истории. В соответствии с тогдашней доктриной, только немцы несли ответственность за смерть этих людей. Ни слова не было сказано о советских, украинских или литовских бойнях против католических и еврейских поляков - так же, как и о польских преступлениях по отношению к крестьянам и меньшинствам. В этом смысле число 6 миллионов опиралось на неточные демографические оценки, а 28 000 Берман взял и вовсе от себя, так как округление до 6 миллионов выглядело бы уж совсем не правдоподобно.ъ
Хотя нужно учитывать, что, откровенно говоря, главным образцом для пропаганды коммунистов всегда был рейхсминистр Йозеф Геббельс, который уже во время войны чрезмерно преувеличивал потери в военной авиации врага. То есть он никогда не указывал 20 или 200 сбитых британских самолётов, но сообщал, например, такие цифры, как 23 или 203, так как круглые числа выглядят натянутыми. Итак, Берман тоже приплюсовал несколько тысяч к шести миллионам, чтобы внушить, что жертвы были тщательно посчитаны. Однако на самом деле точного подсчёта ни разу не получилось: ни сразу после войны, ни в ПНР, ни после 1989 года. Только на прошлой неделе Институт национальной памяти (ИНП) обнародовал в Варшаве данные, которые снижают цифры Бермана на несколько сот тысяч человек, и свидетельствуют, что подавляющее большинство из них погибли от рук немцев. ИНП точно так же, как и Берман, фактически сфальсифицировал действительные данные, утверждая, что количество жертв колеблется от 5,6 до 5,8 млн., т.е. он снова берёт цифры с потолка, так как в этом вопросе всё ещё нет согласия между демографами и историками. Таким образом, теоретически это может быть и больше, чем 6 миллионов жертв, хотя новейшие исследования говорят, скорее, о том, что польские потери всё-таки меньше, и признают правоту историков.
Наиболее часто встречающаяся ошибка – это попытки причислить к 6 миллионам погибших поляков 3 миллиона убитых польских евреев, несмотря на то, что они и так уже были внесены в первую цифру, так как погибли, будучи гражданами Польши. Похожим же образом сильно разнятся числа общих жертв Второй Мировой войны, которые регулярно преувеличиваются, прежде всего, немецкоязычными СМИ. Вина в преувеличенных данных целиком лежит на пропагандистах из бывшего СССР, хотя как это ни странно, но в большинстве случаев их цифры до сих пор принимают за истинные. Новейшие исследования относительно числа польских жертв войны часто отличаются от внушённых нам «старшим братом». Насколько ранние и более поздние оценки могут отличаться, видно лучше всего на примере концлагеря Освенцим. Если сегодня даже в европейских учебниках по истории всё ещё используется число 4-5 миллионов убитых, из них как минимум 1 миллион католических поляков, то даже польские историки склоняются к показателю от 1 до 1,5 миллиона (из них «только» 150-200 тысяч нееврейских поляков, которые иногда убивали и друг друга). Тем же способом изменились и оценки гражданских потерь во время Варшавского восстания. Сразу после войны оценки этих жертв сходились примерно к 700 000 мирных жителей, а сегодня уже исходят из того, что это, скорее всего, только примерно 160 000 человек.
Все эти разногласия провоцируют также возникновение всё новых данных о польских жертвах по советской вине, которые уже содержатся в упомянутых мной 5,6-5,8 миллионах. К тому же нельзя забывать, что у Польши не было возможности проводить такие исследования во время коммунистического господства. А ведь по последним данным только в СССР погибло от 150 000 до 460 000 польских граждан. Ещё несколько лет назад сообщалось, что 2 миллиона поляков были приговорены Советами к разного рода репрессивным мерам в сибирских лагерях. Сегодняшние же оценки свидетельствуют, что в Советском Союзе были осуждены «всего лишь» примерно 800 000 поляков. Открытыми остаются ещё много вопросов, потому что зачастую имели польские паспорта и немцы, умершие в изгнании или в польских лагерях. Как и члены украинских, белорусских, литовских, словацких и богемских меньшинств, которые составляли на востоке Польши до 40 % населения и тоже были в большинстве случаев жертвами насилия и изгнаний. Демографы же до сих пор причисляют их к графе «Польские потери».
По результатам двух «переписей населения» в Польше - 1939 и 1946гг. – страна за это время лишилась 10 миллионов человек. Очень низкие показатели рождаемости связаны с очень высокой смертностью – 6 смертей на 1000 жителей в год, так что в итоге имеем потерю в миллион поляков. Данные по эмиграции в течение этих лет, и, прежде всего, среди еврейских и христианских жителей Польши, говорят о нескольких миллионах. С конца войны и до второй «переписи населения» в 1946 году огромные массы польских граждан покинули страну. Большая часть польских военных, которые боролись вместе с союзниками, так и не вернулась в страну из-за занятия её Советами. Миллионы членов немецких, украинских и других меньшинств с польским гражданством, которые ещё значились в первой переписи населения, погибли во время, а в большинстве случаев и непосредственно после войны, или же были изгнаны. Бесчисленные угнанные на принудительные работы вернулись лишь многие годы спустя (до 1956 года) из Советского Союза и других стран, а потому не были учтены в 1946-ом. В этой связи само выражение «Перепись населения» используется в большинстве случаев немецкими СМИ и историками. В Польше говорят лишь об «оценках», так как непосредственно переписи населения тогда не было.
Иначе, чем в Польше, и при этом очень точно считали свои жертвы власти в Израиле, Великобритании или Франции. Причём поначалу эти подсчёты от немцев по большей части скрывались, особенно от тех, кто жил в тогдашней восточной зоне, и кто до сих пор мыслит категориями советской пропаганды. Ещё недавно даже немецкий федеральный канцлер Ангела Меркель говорила, о более чем 6 миллионах убитых поляков и цитировала при этом Бермана, с чем, естественно, едва ли согласятся объективные историки. Если исключить из этого числа 2,8 млн. убитых польских евреев, которых назвал политически контролируемый ИНП, то остаётся примерно 2,9 млн. этнических поляков, которые расстались с жизнью на этой, якобы опустошительной, войне. Из них большинство погибших - это партизаны или солдаты, воевавшие против немцев и Советов или на стороне Советов и союзников для обеспечения похода на Берлин и другие немецкие метрополии. Примерно 500 000 членов нашей армии и других польских группировок сопротивления, естественно, погибли при этом не только от немецких рук, а очень часто «благодаря» украинским и русским партизанам, украинской дивизии СС «Галиция» или даже от рук собственных соотечественников.
В немецких концлагерях в Польше польские капос были в большинстве случаев ещё более жестокими, чем СС. Ежедневно здесь умирали, прежде всего, поляки от рук этих садистов. Кроме того, нередко воры убивали своих жертв, или сами были убиты на месте преступления. Если уж делать серьёзные оценки, то нужно приобщить к общим цифрам и эти тогдашние преступления. Это, прежде всего, немецкие журналисты и историки, живущие в Польше, такие, как, например, Конрад Шуллер, Герхард Гнаук и Йохен Бёлер, в своих в книгах «Преступления Вермахта» или «Бойня Борова» и многочисленных соответствующих газетных публикациях с давних пор искусственно пытаются повысить число убитых немцами поляков. Тогдашние же преступления польских и украинских партизан сомнительными материалами и источниками подконтрольного политикам ИНП приписываются Вермахту. Улучшение «польского имиджа в мире» стоит государству ежегодно нескольких сотен миллионов злотых, для этого даже учреждён специальный Фонд. Интересно было бы в этой связи узнать, являются ли немцы (и в какой мере) вкладчиками этого Фонда.
Так как история Второй Мировой войны десятилетиями была отягощена преимущественно пропагандистскими советскими и польскими материалами, то сегодня можно исходить из того, что многое было не так, как представлялось раньше. Бесчисленное множество преступников сделали жертвами или, наоборот, героями. Сколько партизан превратились тогда в убитых мирных жителей - естественно, даже нельзя сосчитать. Однако один факт всё же установлен окончательно – не так много этнических поляков погибло от рук немцев, как это считалось раньше. Миллионами эта цифра не исчисляется уж во всяком случае. Тогдашняя доктрина, гласившая, что все убитые поляки были жертвами немцев, спровоцировала наступление для немцев «Времени унижения». К сожалению, серьёзные историки в Германии, в Центральной и Восточной Европе впустую потратили более шести десятилетий, когда смогли бы нам помочь в написании верной истории того жестокого времени. И при этом смогли безвозвратно и безнаказанно исчезнуть десятки тысяч настоящих преступников.
«Polskaweb» рекомендует всем историкам, политикам и журналистам, всё ещё опирающимся на тогдашнюю доктрину, или же вообще ничего не знающим о сути дела, купить произведения более серьезных польских историков о Второй Мировой войне в Польше. К этой категории принадлежит профессор, доктор Томаш Шарота из Исторического института Польской Академии Наук в Варшаве. Он написал, в противоположность некоторым одиозным немецким публицистам, много ценных книг о немецко-польской истории эпохи с 1939 по 1956 год. Скоро профессор Шарота опубликует и книгу о статистике войны.
Для честного и длительного примирения между Германией и Польшей, а также Украиной, балтийскими государствами и Россией, необходимо обнародование абсолютно всей правды. Это нужно сделать не только ради жертв той войны, но и ради их потомков.
Несомненно, прежде всего, немцы, но также и Советы, Япония, Польша, США и много других стран несут ответственность за гигантские жертвы в период с 1939 по 1956 год. В целом, однако, эти числа всё ещё сильно разнятся. В то время как в одной солидной немецкой ежедневной газете еще неделю назад можно было прочитать о 65 млн. жертв Второй Мировой войны, в Польше говорят о 45 миллионах. Естественно, никто не знает точное число жертв, так как главные убийцы учёта не вели, или же жертвы оценивались просто, как, например, в Советском Союзе и Польше. С нашей нынешней точки зрения, евреи, немцы и японцы понесли наибольшие гражданские потери. Советы и немцы - наибольшие солдатские. Самое большое количество смертей немецкого мирного населения наступило в результате бомбардировок союзников и бесчеловечного отношения поляков и чехов с оставшимися и возвратившимися простыми немцами, которые очень часто жестоко погибали в их лагерях и тюрьмах.