Власти Ирана официально объявили молодой актрисе Гольшифте Фарахани, которая в настоящее время проживает во Франции, больше не появляться у себя на родине. Дело в том, что иранская актриса приняла участие в фотосессии для журнала Le Figaro, где снялась обнаженной в знак протеста против ограничений прав женщин у себя в стране.
Снимки обнаженной Фарахани вызвали большое резонанс в Иране и вообще на Ближнем Востоке, особенно когда актриса разместила их на своей странице в Facebook.
Как сообщает издание The Daily Telegraph, молодая актриса решила уехать из Ирана в прошлом году, тем самым выражая свой протест против ограничительных законов ислама, которых должна придерживаться иранская киноиндустрия. Особенно эти требования ужесточились в последнее время, в связи с приходом на пост президента Ахмади Нежада с его консервативными взглядами.
Сама Фарахани сообщила журналистам, что она получила официальное уведомление из Министерства культуры и исламской ориентации, в котором ей сообщали, что Иран не нуждается в ее актерских услугах, поэтому она может предложить их где-то в другом месте.
Гольшифте Фарахани уже с шести лет начала играть в театре, а свою первую роль в кино она сыграла в возрасте 14 лет, причем сразу же получила звание лучшей актрисы на Тегеранском кинофестивале «Фаджр». С тех пор девушка снялась еще в 15 фильмах, которые почти все были награждены на различных кинофестивалях. Одна из ее последних работ – это роль жены главного героя, музыканта, пристрастившегося к наркотикам, в картине «Сантури». Данная роль принесла большой успех актрисе, хотя сам фильм пока еще не вышел в массовый показ.
Кроме того, что Фарахани снимается в кино, она также еще является активисткой движения по охране окружающей среды.
Гольшифте Фарахани известна зарубежному зрителю по ее роли медсестры в голливудском фильме «Совокупность лжи», где она снялась вместе с Леонардо ди Каприо. В этой картине ее героиня помогает раненому агенту из США завершить его секретную миссию в мусульманской стране.
Публикация обнаженных снимков актрисы совпала с присуждением «Золотого глобуса» иранскому фильму «Развод Надера и Симин» режиссера Асгара Фархади. Известно, что Гольшифте Фарахани снялась во многих его картинах. Сразу после скандала с актрисой, иранские власти распорядились закрыть Дом кино в Тегеране.
Уже через несколько часов после появления в Facebook, фотографий с голой актрисой, как Фарахани получила несколько тысяч комментариев от ее поклонников. Некоторые ругали девушку и обвиняли ее в непристойности, другие же выражали восхищение ее «мужеством в борьбе за права женщин в мусульманских странах».
В настоящее время иранское кино находится под большим прессингом исламских властей, а также проходит жесткую цензуру. Совсем недавно был громкий судебный процесс над режиссером Джафаром Панахи, который является победителем кинофестивалей в Каннах, Венеции и Берлине. В итоге его арестовали в мае 2010 года вместе с коллегой Мохаммадом Расулофом.
Однако вскоре за именитого режиссера вступилась вся мировая кинообщественность и его временно выпустили из тюрьмы под залог. Через шесть месяцев Панахи был осужден на шесть лет лишения свободы, кроме того ему было запрещено в течение ближайших 20 лет снимать фильмы, писать сценарии, общаться с журналистами, а также покидать свою страну.
Во время ожидания решения апелляционного суда, режиссеру удалось снять еще одну картину, в этот раз автобиографическую. Работа называлась «Это не фильм» (In film nist) и даже была показана в Каннах. Однако петиция, подписанная такими знаменитыми людьми в киноиндустрии, как Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд, Роберт Де Ниро, братья Коэн, Стивен Спилберг, Оливер Стоун, а также десятками других кинознаменитостей и директорами ведущих международных фестивалей, ничем не помогла Панахи, приговор суда остался без изменений, только Расулофу сократили срок заключения до 1 года.
Не меньший общественный резонанс во всем мире вызвала судьба актрисы Марзии Вафамехр, которая по решению суда была приговорена к 90 ударам плетьми, а потом еще и к тюремному заключению за роль в картине «Распродажа моего Тегерана» (My Tehran for Sale), который был снят в Австралии.
Сюжет этого фильма рассказывает о судьбе актрисы, которая страдает от запрета на съемки. Хорошо, что позже судебный вердикт был немного смягчен.
Таким образом, в последнее время иранское кино привлекает к себе много внимания мировой общественности. Кроме политики, не меньший интерес на международных фестивалях вызывают сами картины иранских кинематографистов. Например, вышеназванная работа режиссера Асгара Фархади «Развод Надера и Симин». В этой ленте повествуется о разгорающемся конфликте между мужей и женой, которая хочет эмигрировать из страны. Картина получила на прошлогоднем фестивале в Берлине награду «Золотой медведь» как лучший фильм, а также «Серебряный медведь» за лучший актерский состав. Кроме того, она была удостоена звания лучшего иностранного фильма года от американской ассоциации кинокритиков и в настоящее время считается одним из сильнейших претендентов на получение «Оскара» как лучший иностранный фильм.