Если вспомнить всеми любимый фильм «Назад в будущее», то там есть такой момент, когда безумный доктор в топливный бак заталкивает мусор, объясняя это тем, что, таким образом, он сможет добыть, хоть какое-то топливо. Причем в картине даже указывался год, когда автомобили станут заправлять обычным городским мусором – 2015 год.
И сумасшедший доктор почти не ошибся, потому, что даже сейчас уже можно заправлять баки бензином, произведенным из обычного мусора. Причем, себестоимость такого бензина, по мнению разработчиков, составит всего четыре копейки (в других источниках указывается - 4 рубля).
Самое удивительное в этом, то, что бензин из мусора получается самой высшей пробы, без примесей, и даже соответствует стандарту «Евро-5», но это по данным разработчиков. Авторы данного продукта для продвижения (монетизации) своего проекта уже подали заявку на участие в чемпионате России по автокроссу. При этом в гоночном автомобиле будет использоваться исключительно «мусорный бензин».
Разработчиками такого бензина является Томская Компания АИСТ-Т, а установка для выжимания бензина из мусора в документах значится, как «АИСТ» - Альтернативный Источник Синтезированного Топлива. Принцип действия данной установки прост до гениальности: любой мусор содержащий углерод и водород (дерево, бумага, пластик, продукты питания и канализационные стоки) впоследствии разлагается до двух этих составных частей. Далее углерод и водород синтезируется до простого газообразного соединения, из которого после перенастройки агрегата можно получить топливо для автомобилей, дизтопливо, ацетон, различные технические спирты и авиационный керосин. Или же использовать как простой газ для обогрева.
Разработчики указывают в проекте еще один момент: «АИСТ-Т» полностью автономна. Если ее завести и отключить от электросети, она все равно будет продолжать функционировать. Нужно только вовремя закладывать в нее мусор. В настоящее время устройство способно перерабатывать примерно 3 кубометра прессованного мусора в час, выработка бензина при этом составляет в час до 200 литров.
Авторы проекта сообщают, что «АИСТ-Т» может даже обрабатывать самый сложный для переработки пластиковый мусор и состоящие из разных слоев упаковочные материалы. Один из разработчиков С. Зотов указывает, что в установке осуществляется разрушение углеродосодержащих веществ в результате воздействия на них высоких температур. После уже в реакторе из углерода и водорода синтезируются молекулы бензина. В частности, известно, что из одного килограмма спрессованных пластиковых бутылок выходит около 900 граммов топлива. Отходы данного производства – сплавленный металл и кремнистый песок из оплавленного стекла в дальнейшем можно будет использовать при производстве стройматериалов.
Руководитель проекта Сергей Жерняк утверждает, что подобные установки смогут окупить свою стоимость при подключении всего трех многоэтажных домов. Кроме того, видны очевидные преимущества е использования: нет необходимости вывозить мусор, оплачивать эксплуатацию канализационных стоков и при этом вырабатывать газ или бензин. Более того, если установка будет находиться на какой-нибудь ферме, то с ее помощью можно будет получить свет и тепло. Расчетная стоимость промышленного образца составляет от 12 до 17 миллионов рублей, выход первой готовой установки запланирован разработчиками уже в этом году.
Как сообщается, проект получил одобрение российской академией наук и Советом Федерации РФ как «стратегически важный для России». И это неслучайно, потому, что с помощью «АИСТ-Т» можно решить сразу несколько проблем, экология очищается, а на выходе - бензин, газ или свет практически бесплатно. Более того, мусор – это продукт возобновляемый, пока живут люди, он никогда не кончится.
Известно, что подобные разработки проводятся практически во всех развитых странах мира еще с 80-х годов прошлого века. Например, в Советском Союзе была развернута целая программа получения топлива для военной техники на случай, если будут разрушены заводы для переработки нефти в результате ядерного удара. Наибольших, после Росси успехов достигли японские ученые, однако их бензин плохого качества и сильно загрязнен примесями. Чтобы его использовать в качестве автомобильного топлива, необходимо предварительно подвергнуть сложной дорогостоящей очистке.
Примерные установки также есть и в США, но и американцы в этом плане немного отстают от россиян. Как говорит руководитель проекта С. Зотов: «Нельзя задерживать переход таких установок из стадии научной экзотики в промышленные образцы, иначе потом придутся их закупать у японцев или американцев».